Перейти к основному контенту
Башкортостан ,  
0 

Исследование РБК: Почему Уфа страдает от снега

В этот зимний сезон в Уфе из-за снега резко обострилась проблема дорожных пробок, парковки и проезда транспорта во дворах. РБК-Уфа разбирался в причинах.
Фото: Олег Яровиков
Фото: Олег Яровиков

В этот сезон обильные снегопады начались еще в ноябре, а в январе из-за неубранного снега ситуацию на дорогах и дворовых проездах часто можно было характеризовать как «транспортный коллапс». Городские власти объяснили проблему влиянием сразу нескольких факторов, прежде всего, значительным превышением климатических норм выпадения осадков, дефицитом бюджетных средств и нехваткой техники для уборки и вывоза снега. В ноябре в Уфе выпало 74 мм осадков, что составляет 142% от нормы, в декабре снег шел умеренно – 46 мм - 90% нормальных значений. Наиболее сложная ситуация сложилась в январе, когда в городе выпало 76 мм или 158% месячной нормы, а в феврале среднемесячный уровень был превышен на четверть.

По данным истории метеонаблюдений, эти показатели не являются чем-то из ряда вон выходящим для Уфы. В январе 2007 года в городе выпало 93 мм снега, что превысило норму на 208% и стало рекордом за последние 25 лет. Но самым проблемным месяцем стал февраль, когда норма осадков была превышена на 216%. В декабре 2012 года превышение нормы осадков составило 157%, январе и декабре 2014 соответственно 123% и 139%.

Фото: Олег Яровиков

Как показывает история метеонаблюдений, этот зимний сезон в разбивке по месяцам вполне сравним с показателями трех-пяти летней давности, а в 2007 году ситуация была намного сложнее.

Закон не дает инструментов

Одной из главных причин снежного коллапса муниципальные власти называют нехватку коммунальной техники. По данным, озвученным начальником Управления по обеспечению жизнедеятельности Уфы Андреем Федосовым, сейчас ее парк насчитывает 410 единиц, а по нормативам положено 1288. Из 88 предусмотренных нормативом роторных снегоочистителей в наличии есть 21, из 42 автогрейдеров – 26, из 70 снегопогрузчиков – 15, из 28 бульдозеров – 24, а из 182 установленных нормами автомобилей для вывоза снега есть лишь 89. 

Глава администрации Уфы Ирек Ялалов также обвинил в бездействии предприятия и организации, которые сократили имевшийся ранее парк коммунальных машин и не желают проводить уборку прилегающих территорий.

- За пятнадцать лет количество автотракторной техники в городе уменьшилось в десять раз, - заявил Ирек Ялалов – Техника сегодня есть только у строителей и дорожных служб. Даже крупные предприятия Северной промзоны в снегопады практически не смогли нам помочь, поскольку им едва хватало сил на очистку собственных внутризаводских территорий.

По словам главы администрации, правила благоустройства, которые существовали в Уфе до 2007 года, давали широкие полномочия городским властям в плане наведения порядка, в том числе уборке зимой. Сейчас, в связи с изменениями, прежде всего, в федеральном законодательстве, многие нормы ушли. К примеру, по решению прокураторы, было отменено закрепление за предприятиями обязательств содержать прилегающие территории.

Фото: Олег Яровиков

- Когда строится новый торговый центр, нас уверяют, что сами будут содержать подъезды и въезды, а в снегопады к складам и магазинам становится невозможно пройти и силы коммунальных предприятий всеми правдами и неправдами пытаются перекинуть на коммерческие объекты, - заявил Ирек Ялалов. - Я поднял эту тему на Международной ассамблее крупных городов. Нужно менять федеральное законодательство. За все отвечает муниципалитет, а инструментов для исполнения полномочий закон не дает. В таком положении оказались не только мы, а все крупные города, где прошли обильные снегопады.

Знакомый с ситуацией бывший сотрудник администрации Уфы рассказал РБК-Уфа, что такая позиция городских властей вызывает много вопросов.

- В советские годы, действительно, существовала практика, когда крупные предприятия брали на себя часть расходов по содержанию инфраструктуры: строили котельные, детсады, имели парк коммунальной техники, которая чистила улицы и вывозила снег. Однако сегодня ситуация изменилась: по закону предприятия должны заниматься своей прямой деятельностью и платить налоги, а порядок в городе обязан поддерживать муниципалитет. Позиционирование предприятий как одних из главных виновников охватившего город снежного коллапса сложно назвать аргументированными. Конечно, в ряде мест коммерческий собственник может не вывезти снег с парковки или прилегающего проезда, и вина будет на нем, но за содержание всей дорожной сети в любом случае отвечает городская администрация.

Проблема экономии

Одна из главных причин, по которым этой зимой Уфа страдала от снегопадов – нехватка у города средств на уборку и вывоз снега. Частные фирмы предлагают услугу по вывозу снега по цене около 250 рублей за кубометр. Уже в январе коммунальными службами было вывезено более миллиона кубометров снежной массы и, хотя себестоимость вывоза должна быть меньше, чем у частников, речь все равно идет о серьезных расходах. По данным администрации, на содержание города в зимний сезон уходит около 700 млн рублей, а реально необходимая сумма оценивается в 1,5 млрд рублей. С учетом того, что весь городской бюджет на 2017 год имеет расходную часть в 19 млрд рублей, рост затрат на зимнее содержание города скажется на нем существенно.

О необходимости экономить средства на очистке улиц и вывозе снега Ирек Ялалов заявлял еще осенью.

- В предыдущие два года по нескольким десяткам улиц мы вывозили снег за пределы уличных территорий. В этом году таких улиц будет меньше, упор в зимней уборке города сместится на формирование снежных отвалов, - заявил Ирек Ялалов на оперативном совещании 18 октября. - К тому же, усиленная уборка улиц с использованием тяжелой техники – тракторов с грейдерами – приводит к быстрому разрушению дорожного покрытия.

Для обоснования такого решения на сайте администрации сообщалось, что «прошлой зимой на специализированные полигоны и снегосплавный пункт было вывезено около 3 млн куб.м снега. Финансовые затраты из городского бюджета на организацию работы в таких объемах очень велики и неоправданы в нынешних экономических условиях».

Очень быстро уфимцы ощутили, мэрия решила твердо придерживаться заявленной тактики. Снег вывозится с проспекта Октября, исторического центра и ряда магистральных улиц. Большинство же дорог, общая протяженность которых в Уфе составляет 1380 км, из-за «формирования снежных отвалов» утопает в сугробах, теряя одну, а иногда и две полосы для движения. Это касается даже дублеров проспекта Октября – улиц Российской и Комсомольской, где из-за сдвинутого на обочину снега движение автомобилей на многих участках возможно лишь в один – два ряда. Именно этот фактор вызвал множество нареканий уфимцев на работу городских властей.

Непредвиденные расходы

Вопрос финансов сказывается и на очистке от снега дворов. Расходы на уборку и вывоз снега не закладываются в плату за содержание жилья, поэтому у многих управляющих компаний возникли проблемы.

- Этой зимой на вывоз снега с придомовой территории трехподъездного девятиэтажного дома было потрачено 43 тысячи рублей, - рассказал РБК-Уфа председатель правления одного из ТСЖ в Кировском районе Уфы. – Всего же на очистку двора, включая аренду техники и наем специалистов, ушло более 100 тысяч рублей.

В наиболее сложной ситуации оказались не крупные ЖЭУ, имеющие парк собственной техники, а небольшие частные управляющие компании.

- Привыкнув к малоснежным зимам, многие частные УК столкнулись с нехваткой техники и людей, в связи с чем большинство жалоб жителей на неочищенные дворы поступает от жителей домов, находящих под их управлением, - рассказал РБК-Уфа заместитель министра ЖКХ РБ Альфред Зинатуллин. – По закону управляющие компании должны обеспечить чистоту и порядок на территории, а то, как это будет достигнуто – вывозом снега или его складированием на газон, значения не имеет. Для обеспечения финансирования этих работ, стоимость которых не закладывается в постоянную смету содержания дома, УК может провести общее собрание жильцов, где будут озвучены перечень мероприятий и необходимые для этого суммы. Жильцы должны сами решать, что им важнее: потратиться на уборку снега или сэкономить и терпеть неудобства.

Большую проблему при очистке дворов представляет припаркованный транспорт, владельцы которого далеко не всегда готовы переставить его на время уборки. Городская администрация предлагает внести изменения в региональное законодательство, предусматривающие ответственность физических и юридических лиц за воспрепятствование работе спецтехники по очистке территорий от мусора, снега и льда.

Фото: bashinform.ru

Уборка по нормативам

Столкнувшись с критикой по содержанию территорий, уфимские власти анонсировали комплекс мер, которые в будущем позволят более эффективно бороться с последствиями снегопадов.

- С этого года Уфа переходит на нормативный метод финансирования уборки, ремонта и содержания дорог, - завил Ирек Ялалов. - В планах на ближайшие два года – приобретение до 200 единиц спецтехники. В настоящее время подготовлены расчеты и обращение в правительство Башкортостана за поддержкой.

Фактически это будет означать полуторакратное увеличение существующего парка, который по данным администрации насчитывает около 400 единиц. И эти планы вызывают вопросы.

- Как хозяйственник, я считаю, нам нужно правильно оценить число действительно необходимой городу техники, - рассказал председатель Горсовета Уфы Валерий Трофимов. – Мы можем купить 500 единиц и справиться с любым снегопадом, но 80% остального времени техника будет стоять и ждать снега. А ведь на эти деньги можно потратить на решение других не менее важных задач.

Опрошенные РБК эксперты заявили, что для города важнее не столько увеличение собственного парка спецтехники, а создание в бюджете резерва средств для использования имеющихся единиц с максимальной интенсивностью. Ведь как признают сами городские власти, проблемы с вывозом снега были связаны не с отсутствием спецмашин, а дефицитом необходимых для их работы бюджетных средств. С учетом того, что действительно снежные зимы бывают в Уфе в среднем раз в десять лет, в качестве одного из решений эксперты предлагают не увеличение коммунального парка, а заключение администрацией договоров на привлечение в снегопады самосвалов, тракторов и погрузчиков строительных предприятий и сельхозорганизаций, расположенных в радиусе 50-100 км от Уфы.

Фото: bashinform.ru

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама. ООО «БОРК Импорт»

Лента новостей
Курс евро на 21 декабря
EUR ЦБ: 106,54 (-1,41)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Курс доллара на 21 декабря
USD ЦБ: 102,34 (-1,08)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Все новости Башкортостан
В Румынии установили, что кампанию Джорджеску в TikTok оплатила не РоссияПолитика, 16:10
В Башкирии создали штаб по лекарственному обеспечению населенияБашкортостан, 16:08 
Прокуратура взяла на контроль ситуацию с задержкой рейса в ЕгипетОбщество, 16:07
Как бизнесу понять, что пора иначе работать с даннымиРБК и СберАналитика, 15:52
Йоханнес Бё выиграл 88-ю гонку в карьере на Кубке мира по биатлонуСпорт, 15:48
Минобороны сообщило об ударах по объектам энергетики ВПК УкраиныПолитика, 15:46
Президент Абхазии попросил у России гуманитарные поставки электроэнергииПолитика, 15:42
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Гашек раскритиковал поездку представителей «Монреаля» в РоссиюСпорт, 15:35
Цемент, песок и щебень: как сэкономить компании 20 лет развитияРБК и Альфа-Лизинг, 15:28
Орбан предложил сохранить транзит через Украину, сменив собственника газаПолитика, 15:21
В Вологде открыли памятник Иосифу СталинуОбщество, 15:15
В Татарстане ввели режим ЧС после атаки дронов на КазаньПолитика, 15:13
В Тобольске 17 человек попали в больницу после купания в бассейнеОбщество, 15:07
Как получить максимальный эффект от долгосрочных сбережений. ТестРБК и ВТБ, 14:59