Правительство Башкирии берет под контроль расходы госкомпаний
Как стало известно РБК-Уфа, Минземимущества республики готовится до конца года взять под контроль все расходы государственных компаний и частных предприятий с государственным участием. Проект постановления республиканского правительства (есть в распоряжении редакции) сейчас проходит необходимые согласования, в том числе в прокуратуре. Документ планируют подписать и опубликовать в течение полутора-двух месяцев.
О новшестве еще в начале года в интервью нашему изданию рассказывал министр земельных и имущественных отношений республики Евгений Гурьев.
- Мы введем так называемое банковское сопровождение государственных предприятий. Система, которую сопровождает банк, выбранный самим предприятием, будет содержать в себе данные по основным расходным статьям предприятия и, если конкретный платеж не будет соответствовать «закаченному» бюджету, то банк не пропустит такой платеж, - говорил он.
Под финансовый контроль в итоге попали 76 организаций, среди которых не только ГУПы, как планировалось ранее, но и акционерные общества. У каждой из них есть контролирующее министерство и ведомство, которое и будет раз в год утверждать финансовые лимиты. В рамках лимитов платежи будут проходить автоматически.
Выбирать банк, который будет вести расчетно-кассовое обслуживание, предприятие будут самостоятельно. К кредитному ведомству есть восемь требований, среди которых наличие собственного капитала не менее 5 млрд рублей, рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ВВ-» по классификации «Fitch Ratings» или «Standard & Poor's» либо не ниже уровня «Ва3» по классификации «Moody's Investors Service», участие в системе обязательного страхования вкладов, отсутствие просроченной задолженности по банковским депозитам, ранее размещенным в ней за счет средств бюджета и др.
Опрошенные РБК-Уфа руководители государственных предприятий разошлись в оценках последствий нововведения.
- Как ранее объявляли в Минземимуществе РБ, это будет преимущественно режим мониторинга и возникающие вопросы будут решаться оперативно. В агентстве мы уже более пяти лет полностью мониторим и планируем движенение денежных средств. Наша деятельность, в основном, предсказуемая и осложнений от работы в новом режиме мы не ожидаем. В тоже время, по крупным предприятиям с более разнообразной деятельностью, как представляется, важно избежать риска снижения оперативной маневренности. По сути, управление непредвиденными расходами «в режиме реального времени» предприятий перейдет в контролирующие органы исполнительной власти. Здесь, видимо, много будет зависеть как от качества планирования финансов в компаниях и готовности органов исполнительной власти участвовать в управлении расходами хозсубъектов, так и от степени доверия менеджменту госкомпаний - считает генеральный директор информационного агентства «Башинформ» Максим Ульчев.
- Не знаю мотивации и зачем это делается. Сама идея добиться того, чтобы компании меньше тратили и больше зарабатывали – хорошая, но нужно учитывать все нюансы, - рассказал РБК-Уфа директор ГУП «Институт нефтехимпереработки» Эльшад Теляшев. - Я считаю, что документ нуждается в серьёзной проработке, в первую очередь профильными министерствами, на которые возлагаются дополнительные функции, а перед ними стоит задача наоборот – сокращать расходы. Во-вторых, я считаю, такой формат реально усложнит работу и снизит оперативность, так как фактически мы переходим в оперативное управление. У нас много видов деятельности и планировать что-то заранее невозможно: сегодня мы выиграли тендере, завтра не выиграли. Мы и так прозрачные и обложены контролем со всех сторон.
- Новшество коснется в первую очередь проблемных предприятий, руководители которых проводят в обход учредителя сомнительные мероприятия во вред республике. Мы – эффективно работающее предприятие, нам волноваться не за что. Поэтому, инициативу я поддерживаю, - говорит директор ГУП «Медтехника» Фидус Ямалтдинов.