Куда сходить в Уфе. «Креативные» пространства: да или нет?
Экономика все больше становится «креативной»
Сам термин «креативная экономика», частью которой являются креативные пространства, появился недавно. Но уже исследуется в научных трудах. В одном из них утверждается, что «мы входим в эру, когда ключевым ресурсом для производства становится мышление. Одной из ключевых ценностей креативной экономики являются творческие начала. Например, картина состоит из красок, а краски состоят их химикатов, но это еще не все. Мы понимаем подлинную ценность этой картины. То же самое касается и очень дорогих модных туфель. Ценность туфель – себестоимость изготовления туфель ничто по сравнению с ценностью бренда и дизайна. Бренд и дизайн придают стоимость этой паре обуви, а не материал, из которого она сделана».
Выделяют 13 отраслей, которые можно отнести к «креативным». Это реклама, архитектура, искусство и антикварное дело, дизайн, мода, кино, индустрия развлечений, музыка, исполнительные искусства, издательское дело, радио и телевидение. В среднем креативный сектор развитых экономик составляет от 2 до 6% ВВП. В Башкирии превалируют индустриальные и аграрный секторы, и предпосылок для развития креативных отраслей немного. Создание творческого пространства могло бы послужить толчком для развития отрасли в целом.
Пространство для «творческих коммерсантов»
В редакцию РБК-Уфа обратились инициаторы первого в Уфе лофт-проекта «Геосфера», которые рассказали, что проектируемое ими креативное пространство будет состоять из двух зон: творческой (выставочное пространство и мастерские) и коммерческой. Под коммерческой зоной подразумеваются площади для представителей малого бизнеса, которые арендуют их по среднерыночной арендной ставке и размещают свои продукты и услуги с творческой составляющей. Предполагается, что люди, в том числе туристы, приходящие на различные мероприятия в творческую зону, становятся потенциальными клиентами коммерческой зоны проекта. Таким образом происходит монетизация пространства.
Основное отличие творческого пространства от торгового центра – отсутствие сетевых арендаторов. Ставка делается на местных производителей уникального продукта. Важным фактором является и само помещение – оно должно быть с «историей». Организаторы ищут либо историческое здание, например, такое, как пивоваренный завод Видинеева, расположенный на территории УЗЭМИК, либо промышленные помещения советских времен. Таким образом объекты недвижимости, чаще всего промышленного назначения, которые по тем или иным причинам не подлежат сносу в городской черте, могут быть задействованы и сохранены в первозданном виде.
Инициаторы декларируют относительно быстрый запуск таких проектов: нет необходимости в переоборудовании всего объекта, старый ремонт и недостатки помещений предполагается обыграть дизайнерскими решениями.
Уфа отстает
Подобные проекты реализованы во многих российских городах. Например, «Creative Space» в Ростове-на-Дону, который существует с 2011 года. Организатор проекта Александр Кулешов рассказал, что общая площадь проекта составляет почти 2 тысячи квадратных метров, из которых занято 1400, остальное – зоны общего пользования. Заполняемость центра сейчас – 100% при ставках от 500 до 1600 рублей за квадратный метр.
Не жалуется на заполняемость и организатор креативного пространства «ИКРА» в Волгограде Дмитрий Тютьков. По его словам, на 3 тысячах квадратных метров нет свободных помещений. Резидентами пространства являются порядка 60 компаний, преимущественно креативные и IT-стартапы и предприниматели.
Удачным, с коммерческой точки зрения, стало культурное пространство «Каменка» в Красноярске. Куратор Анна Иванова рассказала, что кризис они переживают «спокойно, в какой-то степени даже положительно. Несколько желанных для нас команд не смогли платить аренду в центре города и переехали к нам».
Куратор уфимского проекта «Геосфера» Тимур Галеев рассказал РБК-Уфа, что идея создать лофт возникла у него Санкт-Петербурге во время работы над проектом Contour Family. В Уфе к нему присоединились Алия Айсина и Руслан Гайфуллин, имеющие опыт развития творческих школ, кафе, музыкальных фестивалей. «Изрядно побродив по заводам и фабрикам, мы все-таки нашли неплохой объект, на Комсомольской, 2, в здании завода «Геофизприбор». Согласовав с представителем собственника ключевые моменты, мы начали собирать минимальный пул резидентов. В основном по «сарафанному радио»: информация распространилась так быстро, что мы набрали желающих на 2000 квадратных метров по арендной ставке от 500 рублей за квадратный метр в месяц. Но, к сожалению, у собственника изменились планы и наш проект в этом здании не состоялся».
Спрос есть, уверенности в будущем нет
В том, что подобный проект Уфе нужен, не сомневаются и эксперты.
Директор «Смарт парка» Мунир Минибаев, основываясь на своем опыте, видит, что спрос на «креативные пространства» есть. «У нас пять лет устойчиво функционирует коворкинг «Подъем», обеспечивающий фрилансеров рабочими местами, в городе проходит все больше и больше событий самых разных направлений. Но существуют ограничения: во-первых, слабая платежеспособность целевой группы «творческих» команд. Сам спрос на такие пространства неустойчивый, как и бизнес арендаторов. Во-вторых, есть позиция собственников помещения, не готовых брать на себя дополнительные риски. В-третьих, излишняя привязка проекта к помещению на ранней стадии генерирует большие издержки». Эксперт советует сделать на небольшой площади модель и успешно реализовать ее, а потом выходить на большие пространства. Начинать надо «не с площадей, а услуг», считает Мунир Минибаев.
Согласна с тем, что спрос на креативные пространства давно существует, и арт-критик Кристина Абрамичева. «Я могу рассуждать только как потребитель таких мест, которые обязательно посещаю, будучи в других городах. Недавно, например, была в казанских "Штабе" (кстати, поддерживается властями города) и "Смене", есть еще "Лофт". Надо сказать, что и в Уфе не помешало бы такое пространство - наш город традиционно отстает от культурных новшеств. Уже много лет потребность в таком месте пытаются покрыть "Облака", но как креативное пространство они не столь интересны – это помещения обычного торгового центра. Много надежд было связано с "Транзистором", который в одно время громко заявил о себе - интересное расположение в старых заброшенных радиовышках уже играло команде этого лофта на руку. Но почему-то не пошло. Все это заставляет задуматься, достаточно ли в Уфе арендаторов с интересными проектами, которые смогут содержать такой лофт? То, что зрители будут, я не сомневаюсь. Не сомневаюсь также и в том, что для привлечения внимания к определенному месту это тоже отличный способ. Актуальное искусство как пиар-инструмент используется давно. Пример опять же недалеко - Уральская индустриальная биеннале современного искусства в Екатеринбурге, которая успешно "оживляет" депрессивные индустриальные центры региона. Однако Уфа - особо капризный город, который тяжело раскачать на инновации. Прогнозов делать я бы не стала, просто пожелала бы проекту "Геосфера" удачи».
Сами «Облака», которые являются одним из наиболее известных и ярких центров креативной жизни города, оценивают шансы креативных пространств трезво. Для владельца недвижимости это прежде всего бизнес, считает релайтер центра Зарина Гайсина. Часто креативные пространства используются с целью перепозиционирования объекта недвижимости для последующей успешной продажи. Пуская к себе на три-пять лет творческий кластер, владельцы просто «раскручивают» место. Концепция центра «Облака» не совсем родственна таким креативным пространствам. По словам Зарины Гайсиной, основная цель «Облаков» - сделать занятие искусством прибыльным, чтобы творец был оценен.
Лофт как бизнес
Решающее слово в развитии творческого кластера в Уфе остается за девелоперами. Именно на этапе поиска подходящего помещения «споткнулся» проект «Геосфера». Исполнительный директор девелоперской компании «М7» Виктор Перепелица рассказал РБК-Уфа, что сама идея создания креативного пространства с самыми разнообразным функционалам (творчество, отдых, работа) очень интересна и найдет своего потребителя. Сейчас в Уфе крайне мало достойных мест, которые в необходимом объеме смогли бы привлечь не только жителей города, но и туристов из других регионов. Подобные проекты ждут и жители, ждет и бизнес-среда».
В Уфе промышленные зоны занимают сотни гектаров, большинство из которых практически не используются и превратились в хаотичную свалку, складскую зону, создавая, по сути, депрессивную среду в структуре города. 35% города – это промышленные площадки, многие из которых технологически и морально устарели. Город растет, смещаются производственные зоны, деловые центры. По мнению Виктора Перепелицы, найти объекты для реализации подобных проектов в городе не составит труда.
Но при этом нужно учитывать множество факторов, которые пока остаются вне поля зрения инициаторов.
Главный вопрос, считает Виктор Перепелица, — готовы ли собственники реализовывать такие проекты и вкладывать средства? Как правило, срок окупаемости подобных проектов достаточно длительный. Не зря московский «Красный Октябрь», например, включает в функционал все больше бизнес-функций (гостиницы, бизнес-центры, выставочные пространства и т.д.).
Здания, имеющие историко-архитектурное значение или ценность, по капитальным затратам значительно превосходят по стоимости затрат на реконструкцию и содержание современные строения. Кроме того, в соответствии с законодательством, необходимо учитывать и бремя сохранения. «Ошибки многих дизайн-студий заключаются в том, что они оценивают только сам «дизайн», и на их взгляд, покрасить-убрать мусор вполне достаточно, других расходов не нужно. В бывших производственных зонах практически вся инженерно-коммунальная инфраструктура находится в плачевном состоянии и на восстановление данных систем потребуются серьезные инвестиции. Также большинство инициаторов таких проектов не учитывают нормативы проектирования и требования безопасности для общественных, деловых пространств, а это системы пожарной безопасности, коммуникации, эвакуационные лестницы и т.д. Учитывая достаточно большой объем инвестиций, недостаточный туристический и потребительский потенциал в Уфе, подобные проекты как минимум на первых этапах потребуют серьезной поддержки государства или привлечения сторонних инвесторов, заинтересованных в имидже и популяризации других проектов, находящихся в окружении данного творческого пространства. Объединение усилий «творческих» людей, создание популярных места для досуга, прогулок и времяпровождения и совмещение всего этого с качественными объектами бизнес среды - вот основной путь развития подобных проектов», — заключил Виктор Перепелица.