До полного самообеспечения продовольствием Башкирии пока далеко
Республика полностью обеспечивает себя картофелем, мясом, молоком, сахаром и яйцами. При этом отстает по мясу птицы (60% потребности), овощей (35%), «крайне низкие показатели – в производстве рыбы». Об этом министр сельского хозяйства Республики Башкортостан Николай Коваленко рассказал на общественных слушаниях «Импортозамещение: гражданские показатели эффективности», которые провел в Уфе Центр мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития Общероссийского народного фронта.
Министр обозначил несколько направлений, которые требуют приоритетного внимания: развитие тепличных хозяйств и овощехранилищ, оптово-распределительных центров. При этом было отмечено, что по некоторым направлениям, например, в строительстве молочных комплексов, удалось достичь определенных успехов.
Одна из самых больших проблем, с которыми сталкивается сельскохозяйственное производство, по словам Николая Коваленко, — отсутствие качественного отечественного семенного материала. Технологии, используемые в семеноводстве, были созданы 40 лет назад и на сегодняшний день неконкурентоспособны. Сходные проблемы и в животноводстве: российская генетика отстает от западных технологий. «Племенное яйцо закупаем в Канаде», — посетовал министр.
Росту конкурентоспособности сельского хозяйства не способствуют и высокие процентные ставки по кредитам. «Производители зарабатывают только на то, чтобы погасить проценты (по кредитам – ред.). На развитие средств не остается. Адекватная процентная ставка для сельхозпредприятий должна составлять 2-3% годовых. Такая ставка сейчас в Казахстане. И мы видим, что наши соседи очень активно ведут себя на рынке. Так, они покупают у нас и вывозят крупный рогатый скот».
Впрочем, определенные сдвиги есть и в Башкирии. Например, в последнее время активно развивается овцеводство.
Правительство Башкирии продвигает идею сельхозкооперации. Минсельхоз разработал трехлетнюю ведомственную программу, которая должна заработать в этом году. Она призвана помочь мелким производителям сообща завоевать рынок. Программа предусматривает помощь в виде грантов и субсидий объединениям, созданным на базе кооперации как минимум 10 хозяйств. На практике это будет означать, что в кооператив войдут практически все сильные хозяйства одного района.
Проблема состоит в том, что так называемые малые формы хозяйствования: личные подсобные, небольшие фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели – не имеют свободного доступа к рынкам сбыта. Программа потребкооперации нацелена на то, чтобы создать на базе сельскохозяйственных потебкооперативов центры по заготовке, переработке, хранению и предпродажной подготовке сельхозпродукции. Кооперация уменьшит расходы каждого производителя на переработку, упаковку и транспортировку. В результате кооперативы смогут конкурировать в цене и быть, в том числе, интересными ритейлерам. По логике программы, всё это будет способствовать развитию сельхозпроизводства и замещению импортных товаров на полках.
«Средств на программу выделено немного, и нужно расходовать их эффективно. Мы считаем, что есть смысл поддерживать только сильные хозяйства, серьезные объединения», - сказал Николай Коваленко. Речь идет о 158,4 млн рублей на три года, причем 63,4 млн из них – средства внебюджетных источников.
Говоря о взаимодействии производителей, переработчиков сельхозпродукции и торговли, участники слушаний особенно отметили проблему коммуникации. «Участники рынка не слышат друг друга», — сказал председатель Госкомитета Башкирии по торговле и защите прав потребителей Рустам Камалетдинов. Каждый решает свои собственные задачи и не пытается вникнуть в проблемы потенциальных партнеров. Это тоже мешает производителям замещать импорт.
Торговля же в цепочке «производитель – переработчик – магазины» чаще всего выпадает из поля зрения, когда речь идет о господдержке. Торговые предприятия не получают никаких субсидий, между тем и в этой отрасли есть проблемы. По данным Госкомторговли, за последние полтора года количество небольших магазинов шаговой доступности в регионе сократилось на 12%. Свои условия рынку диктуют крупные сети. Мелкие точки выдержать их не в состоянии.
Выход, по мнению экспертов, - опять же в кооперации, создании специальных программ и господдержке. «Если мы хотим, чтобы торговля выполняла и социальную функцию – снабжение доступными качественными отечественными продуктами, надо помогать ей в этом», - заключил Рустам Камалетдинов.