В Уфе продавцов дорогой косметики в кредит назвали мошенниками
В администрации Уфы подвели итоги мероприятий по защите прав потребителей за 2015 год. Особую обеспокоенность муниципальных властей вызывает «продажа дорогостоящей косметической продукции, которая реализуется в кредит на кабальных условиях». По словам начальника городского отдела по защите прав потребителей Зифы Фазлыахметовой, поступает много обращений от покупателей, которые считают себя обманутыми, и помочь им довольно сложно, поскольку продукция такого рода не подлежит возврату.
Ранее о новом виде бизнеса, в котором усматривают признаки мошенничества, заявляли и на федеральном, и на местном уровне. В январе Общественная палата России выступила с обращением в Генпрокуратуру, в котором сказано, что фирмы, работающие по данной схеме, «используют заведомо ложную информацию» и «оказывают активное давление на покупателя при помощи специальной психологической методики».
Фирмы обзванивают, в основном, женщин, приглашают прийти на бесплатную косметологическую процедуру, после чего навязывают покупку косметики на крупную сумму (100 – 130 тыс. рублей) с оформлением кредита на месте. Эксперты говорят о «примерно десятикратном завышении стоимости» такой косметики. В Башкирии проверку одной из таких сетей проводил Общероссийский народный фронт, а сопредседатель организации, депутат Госсобрания региона Эльвира Аиткулова назвала этот бизнес «мошенничеством в прямом виде».
Власти Уфы говорят, что фирмы, попавшие в их поле зрения, «идентичны, работают по одной съеме, технологиям, с одними банками, продукцией». Сложность заключается в том, что такие фирмы заключают два разных договора: на покупку товара и на кредит. «Если бы это был один документ о покупке косметики в кредит, то можно было бы добиться признания, что товар навязали», – пояснила Зифа Фазлыахметова. По ее словам, «если раньше сотрудник банка сидел прямо у них в офисе, и можно было предъявить требования, то сейчас эти фирмы работают с банком, у которого нет филиала в Уфе, а телефоны, указанные в кредитном договоре, не отвечают». Кроме того, часто суммы в двух договорах разнятся, на что клиенты не сразу обращают внимание.
Пока муниципалитет не выработал единой политики по борьбе с этими схемами, но направил письма «в прокуратуру, в надзорные органы, всюду, куда только возможно». В отделе по защите прав потребителей изучают купленную пострадавшими косметику и в тех случаях, когда обнаруживают запрещенные в России ингредиенты, обращаются в Роспотребнадзор.
В отдельных случаях документы передавались в инспекцию по труду, поскольку фирмы используют схемы, при которых пострадавшие, не способные выплачивать кредит, устраиваются к ним на работу для обзвона новых потенциальных клиентов. Городские власти готовы «аккумулировать все заявления», чтобы обратиться в органы законодательной власти.
Всего за прошлый год в отдел по защите прав потребителей Уфы поступило 6133 обращения, из них 56% составляли жалобы на нарушения в розничной торговле, 10% – в сфере бытового обслуживания населения, 7% – в области ЖКХ.