Как студия дизайна из Уфы завоевала российский рынок
В начале апреля вам исполнилось 11 лет – можно сказать, что вы одни из долгожителей на этом рынке. Расскажите, как вы начинали.
Ильшат Байбурин: Всё получилось достаточно стихийно.
Елена Осадова: У нас ничего не было на момент открытия, в силу определенных обстоятельств, о которых мы сегодня не будем вспоминать. Поэтому кто стол принес, кто стул, на коробках сидели. Ильшат собирался покупать машину, но на эти деньги мы купили первоначальную партию профессиональной техники. Пошли заказы, и через год мы «вышли на проектную мощность».
До того, как оформиться как студия, вы работали на себя?
Е.О.: У нас разные истории. Я журналист по образованию, закончила филфак. Никогда не думала, что буду работать директором дизайн - студии. Работала в газете начальником отдела рекламы, потом занималась организацией выставок. На одной из них, «Я!Годе» мы и познакомились с Ильшатом. С 2003 года начали работать вместе.
И.Б.: Я закончил художественно-графический факультет и не собирался становиться дизайнером. Я видел себя художником. Это был 1998 год, и на тот момент не было никакой работы, живопись мало кого интересовала, и вот мне каким-то чудом повезло устроиться в «Гостиный двор», в открывающееся рекламное агентство. За недели две пришлось освоить графические программы. Когда я пришёл в «Гостинку», там были пустые стены, только заезжали арендаторы. Это были типичные ЧП Иванов, ЧП Петров. И вдруг они все захотели иметь свои «бутики». Представьте, у них четыре точки: одна на Центральном рынке, другая на Октябрьском, одна в Черниковке и свой «бутик» в «Гостином дворе». Это был конвейер. Приходил предприниматель и говорил, что торгует, допустим, кожаными куртками – будешь «Мода Х». К вечеру у него висела вывеска с собственным логотипом. Так, за два-три месяца наша команда с нуля полностью оформила огромный комплекс. Этот конвейер дал мне большой опыт.
Потом я побывал и главным дизайнером спирто-водочного комбината, и заведующим постановочной частью татарского театра «Нур».
А кто был вашим первым клиентом?
Е.О.: Одним из самых крупных клиентов на момент открытия студии была компания, для которой мы сделали календарный проект с акварелями. Его увидел инвестор, ему понравилось, и неожиданно нам предложили оформить крупнейший на тот момент фитнес-центр города. А тогда комплексных интерьерных работ у нас почти не было. Делали пару небольших точек ресторанов, а тут надо было оформить 1500-2000 квадратных метров. Но нам поверили. Это, конечно, очень помогло в начале.
Сейчас ваши клиенты, в основном, из Москвы?
Е.О.: Не только из Москвы. Сейчас, к счастью, нет барьеров для работы и география заказчиков — вся Россия, а иногда и зарубежье. Хотя, понятно, что московский рынок для нас самый привлекательный в плане стоимости проектов. Хороших профессиональных игроков немного, и уровень цен очень разный.
И.Б.: Вопрос ценообразования очень сложный, и рынок еще по большому счету не сформировался, он пока не прозрачный. Мы и заказчик понимаем, сколько может стоить определенная работа. Но официально всё закрыто, никто ничем особо не делится. Было несколько попыток у профессиональных сообществ выработать какой-то прейскурант, как это было в Советском Союзе. Чтобы заказчик понимал, на что ему рассчитывать. Но пока процесс двигается очень медленно.
Такое ощущение, что на рынке есть «корифеи», как вы, а молодых и новых талантов не видно…
Е.О.: Они есть. Но очень сложно начать, когда у тебя нет портфолио и нет списка имен крупных клиентов. «Большие деньги» не хотят рисковать.
И поэтому выбирают вас?
Е.О.: В этом офисе висит только часть наших дипломов (показывает на полностью увешанную рамками стену - ред.), остальное лежит в двух ящиках.
И.Б.: Когда большие компании выбирают подрядчика, они часто устраивают конкурсы, в которых участвуют несколько агентств. И когда инвестор спрашивает: «А почему именно они?», отдел маркетинга отвечает, что выбрали из Топ 10 лучших. И вопросы снимаются.
Е.О.: Сейчас мы впервые с 2003 года взяли паузу в отношении профессиональных конкурсов — до этого участвовали постоянно. А это отнимает очень много сил и энергии: у каждого фестиваля есть свои нюансы, своя специфика, свои требования.
И.Б.: Участие в конкурсах еще и позволяет понять, где ты находишься, кто впереди, кто сзади, кто как работает. По сути, на конкурсах тоже учишься. Мы образовываемся непосредственно в рабочем процессе.
Вы столько лет в гуще событий на дизайнерском рынке города. Он изменился за это время?
И.Б.: Рынок не меняется на столько, на сколько мог бы измениться. Здесь дело не только в дизайнерах, как в творческих людях, хотя и в них тоже, а еще и в менталитете. Ведь результат зависит и от того, каков культурный уровень у заказчика. Я вижу, что ситуация в массе плачевная. Года два назад меня пригласили в комиссию при администрации города, где вместе с главным архитектором города, представителями министерства культуры и рекламных агентств мы рассматриваем заявки на оформление фасадов, вывесок. Я вижу, какого уровня поступают проекты. А ведь это кто-то рисует, кто-то утверждает...
На тех комиссиях, которые я посещаю, отсеивается 98% заявок.
Почему так происходит - заказчики боятся выделиться?
И.Б.: Это сложный вопрос, требующий комплексного ответа. С одной стороны, и легко и неправильно валить всё только на заказчиков, хотя иногда клиенты ментально «не тянут» стильные проекты. Но и дизайнеры должны делать хорошо. С другой стороны, у художника почти нет рычагов влияния на клиента, который платит. Поэтому должны появляться, своего рода, независимые худсоветы.
Вы видите свою задачу, как творческих людей, в том, чтобы поднимать уровень культуры, воспитывать клиента?
Е.О.: Мы 5 лет назад впервые сделали свою выставку. И это была первая выставка графического дизайна в городе. Составили лекционную программу, Ильшат неделю читал лекции без остановок. Увидели положительную реакцию, публика очень хорошо отнеслась к проекту. Задумали 1 апреля, наш День рождения, и ближайшие даты сделать «Днями дизайна» в Уфе. В последующие годы мы привозили выставку лучших мировых образцов типографики в дизайне, выставку лучших проектов по версии АКАР «Топ 10». Привозили российских дизайнеров с лекциями. Но делать это всё только самим или с друзьями и партнерами, которые посильно помогают, и тяжело, и неправильно.
Мы обращались в администрацию города. Но реальной поддержки, по сути, никакой.
И.Б.: А ведь можно было бы придумать много интересных проектов для города. Если творчески и стратегически правильно подойти, то можно устраивать здесь «крутые» дизайнерские, художественные мероприятия. Можно Уфу сделать дизайнерским таким городом. Как Пермь в свое время. Почему нет?
И для этого не нужно приглашать Марата Гельмана...
И.Б.: Это не стоит огромных денег, ведь творческие люди, когда ты даешь им свободу, идешь навстречу, многие вещи делают бесплатно. У нас было несколько попыток работать с администрацией. Например, предлагали провести брендинг города, еще в 2005 году, до Перми. Просто я увидел, что такая тенденция идет по всему миру. Она ещё не была популярна у нас в стране, и, если бы вдруг Уфа тогда сделала этот проект, наш город стал бы первым в России. Пробовали и потом несколько раз поднимать эту тему, но результат вы и сами видите.
Много у вас человек в команде?
И.Б.: Сейчас 9 человек. Это оптимальное количество.
Е.О. У нас очень устойчивый коллектив.
И в чем секрет?
Е.О.: У нас очень комфортная обстановка — домашняя, семейная. Мы — маленькая семья.
И.Б.: Каждый год коллектив голосованием выбирает «Человека-парадокса», и мы его отправляем в поездку – это такая награда.
Как вы оцениваете свою эффективность? Оперируете такими понятиями, как рентабельность, окупаемость?
Е.О.: Нет. У нас совсем другие категории.
И.Б.: Слава Богу живем, развиваемся. Люди работают, получают зарплату, мы двигаемся вперед. Мне кажется, это основной показатель.
А как цели ставите? Делаете бизнес-планы?
И.Б.: У нас практически невозможно оцифровать цели. То есть мы в этом году должны, к примеру, сделать три гениальные работы, или должны прийти 15 заказчиков с определенными бюджетами? Это просто непредсказуемо.
Есть ли какая-то статистика вашего роста из года в год? Вы можете посчитать по количеству заказчиков, либо по объему выручки?
Е.О.: У нас как такового прайса нет. Работа может стоить очень по-разному. В особых случаях мы можем существенно уступать по цене, какие-то вещи делать практически бесплатно. Я недавно делала для себя аналитику. И мы за 13 лет выросли в сотни раз.
Это выручка так выросла?
Е.О.: Стоимость заказа. И при этом мы без работы не сидим.
И.Б.: Если 10 лет назад для того, чтобы заработать какую-то сумму денег, необходимо было сделать 10 заказов, то сейчас лучше взять одну работу, которая по сумме их покрывает. И сделать ее спокойно, с чувством, с толком, с расстановкой. Сделать красивый проект. У нас с самого начала в голове такое желание и понимание было, в эту сторону мы двигались и продолжаем двигаться.
То есть вы счастливые творческие финансово-успешные люди?
Е.О.: Нам повезло. Мало людей, которые могут позволить себе заниматься любимым делом, творческим, и при этом брать за это деньги.