Евгений Гурьев: «Хотелось бы встречного движения от бизнеса»
- Евгений Александрович, недавно вы озвучили планы на 2016 год, которые призваны облегчить малому и среднему бизнесу условия аренды земли и недвижимости. В частности, вы готовы даже списать пени должникам. Это вынужденная мера? Вопрос с неплатежами стоит настолько остро?
- Экономика, к сожалению, лучше не становится, долги у бизнеса накапливаются. Поэтому мы хотим поддержать бизнес-сообщество и предлагаем списывать пени, если закрыт основной долг. То есть речь идет об «амнистии» по платежам. Это нормальная бизнес-практика, опробованная в других отраслях экономики. Она позволяет стимулировать арендаторов к исполнению своих основных обязательств. Такое решение должно дать, по нашим прогнозам, поступление доходов в бюджет Республики Башкортостан в размере 70 млн. руб. – за счет погашения задолженности по арендной плате.
Причины, по которым возникает задолженность, кстати говоря, тоже бывают разные: кто-то просто забыл в горячке повседневных забот (таких предпринимателей мы стараемся информировать о долгах с помощью смс и соцсетей – этот опыт мы внедряем сейчас повсеместно, и он показывает, что при напоминании как минимум 60 неплательщиков из 100 сразу оплачивают задолженность), а кто-то все еще считает, что земля у нас бесплатная – ведь раньше ставка была минимальная. Но законодательство сегодня серьезно меняется: пересматривается кадастровая стоимость земельных участков, вводится оплата отдельных объектов недвижимости на основе кадастровой стоимости, внедряются правила «фактического использования» конкретного земельного участка или объекта недвижимости: сейчас мы обращаем внимание на то, как фактически используется земля или недвижимость.
Все это стало основным драйвером роста отчислений в бюджет, – а рост у нас идет по всем направлениям. По аренде недвижимости мы собрали в 2015 году на 19% больше, чем годом ранее, по аренде земли - на 37%. При плане в 434 млн рублей было собрано 576 млн рублей.
- Вы упомянули контроль за тем, как фактически используется арендованное имущество. Что вы имели в виду?
- Не секрет, что есть, например, торговые центры, которые расположены на бывших производственных площадках, а значит, они платят налоги исходя из того, что формально это производство. В последние два года мы проводили большую работу, связанную с анализом таких случаев. Сформировали их перечень, насчитав около двух с половиной тысяч таких объектов по Башкирии. Публично обсудили этот перечень на площадке нашего Общественного совета при Минземимуществе РБ, что-то поправили в нем, и сейчас собственники таких центров платят налоги уже исходя из того, что это торговый центр, а не завод или фабрика. Эти меры, безусловно, дисциплинируют собственников.
Мы контролируем фактическое использование арендованного госимущества путем проведения плановых и внеплановых обследований. Смотрим на сохранность объектов, наличие незаконных перепланировок, выявляем факты сдачи имущества в субаренду без согласования с собственником. Также проверяем соответствие фактического использования имущества условиям договора аренды: при расчете арендной платы применяются различные коэффициенты в зависимости от вида деятельности арендатора.
По земельным участкам. Сейчас мы разрабатываем механизм экономического стимулирования использования земельных участков арендаторами в соответствии с его разрешенным видом использования. Это будет нормативный акт, в основу которого закладывается следующий принцип: земельный участок должен использоваться полностью и в соответствии с видом разрешенного использования. Если используешь не полностью или нарушаешь режим использования – платишь повышенный коэффициент арендной платы или лишаешься земельного участка. Смысл в том, что на пустой земле мог бы хозяйствовать кто-то другой, создавать рабочие места, а это НДФЛ, налог на прибыль и т.д. Эти неполученные доходы бюджета и включаются в арендную ставку.
- Но ужесточение условий для недобросовестного бизнеса должно сопровождаться их смягчением для добросовестного?
- Конечно. И такие льготы есть. Малому и среднему бизнесу продлено право преимущественного выкупа арендуемых помещений с предоставлением рассрочки на срок до семи лет. С 2008 года, т.е. со вступления закона в действие, предприниматели в республике выкупили порядка 500 тыс. кв.м. объектов нежилого фонда на сумму более 11 млрд. руб.
Есть и трехлетний льготный период по арендной плате – со ставкой 40% от годовой арендной платы в первый год аренды. Можно воспользоваться льготной приватизацией земельных участков, которая действует в республике с прошлого года. Она предполагает трехлетнюю рассрочку по оплате стоимости участка. Только за 9 месяцев прошлого года этой «льготой» воспользовались более двух тысяч предпринимателей-арендаторов. При этом дополнительные доходы муниципального и республиканского бюджетов составили порядка 310 млн. руб.
Мы готовы заниматься введением льгот для малого бизнеса и дальше, но, честно говоря, хотелось бы видеть и встречное движение. Оно, например, может заключаться в раскрытии информации о структуре доходов и расходов конкретного бизнеса, разумеется, на правилах конфиденциальности. Иначе достаточно трудно понять насколько, например, актуализация кадастровой стоимости конкретного земельного участка «сводит на ноль» усилия малого бизнеса по его дальнейшему развитию. А может быть наоборот: расходы по использованию государственного имущества несоизмеримо малы с тем доходом, которые получает предприниматель. Пока, подчеркиваю – пока, – мы такого движения не видим.
Кроме того, нас часто обвиняют, что мы мало говорим о льготах, недостаточно доводим их до бизнес-сообщества. Мы стараемся: помимо публикации на официальных сайтах, организуем публичные обсуждения проектов нормативных актов, согласовываем их в отдельных случаях с органами прокуратуры. Обязательно добавим прозрачности в наше нормотворчество. В ближайшее время мы запустим новый раздел на сайте Минземимущества, где все эти льготы будут по полочкам разложены. Но есть и большая просьба к самим предпринимателям: господа, у всех есть смартфоны, планшеты, иные средства коммуникаций – мониторьте сайты органов госвласти, а не только соцсети. Просьба и к общественным организациям, занимающимся развитием малого и среднего бизнеса: вы – профессиональные помощники бизнеса, помогите предпринимателям больше узнать об их собственных льготах.
Например, в контексте актуализации кадастровой стоимости земель сельхозназначения (она запланирована на этот год), мы ставим задачу не только учитывать реальную рыночную ситуацию на соответствующей территории, но и обеспечивать максимальную транспарентность результатов оценочных работ. Предварительные результаты оценочных работ мы размещаем на сайте министерства и направляем в фонд данных государственной кадастровой оценки, цель которого – дать всем заинтересованным лицам возможность ознакомиться с результатами оценки и направить замечания.
- Евгений Александрович, вопрос по приватизации госимущества. Недавно республика исключила из перечня стратегических предприятий институт «Башгипронефтехим». Сообщается, что его готовятся акционировать и продавать. Точно так же в прошлом году был продан Институт проблем транспорта энергоресурсов. У этих решений есть критики. Разумно ли продавать такие системообразующие предприятия частнику?
- ГУП «Башгипронефтехим» действительно планируется к приватизации. Это, по-моему, самое крупное предприятие в плане на 2016 год, остальное пока – небольшие активы.
В 2015 году у нас самыми крупными сделками стали продажа госдоли в ИПТЭР, упомянутого Вами, и акций ОАО «Полиэф». Покупателем ИПТЭР стал профильный институт крупной федеральной нефтяной компании [«Транснефть» – прим. редакции]. С «Башгипронефтехимом» мы также ожидаем, что крупные нефтяные структуры заинтересуются этим активом. Критикам я могу ответить, что вся годовая выручка ИПТЭР была в пределах 160 млн. рублей, а чистая прибыль на уровне 4 млн. рублей в год. Институту было трудно выживать в современных условиях, контракты шли по нисходящей, но оставались авторитет и имя. Они и привлекли потенциального инвестора, который планирует вывести предприятие на федеральный уровень. Мы считаем, что для республики, сотрудников предприятия и всей научной среды – это очень хорошая сделка.
- А «Полиэф»? Разве доля в нем не приносила Башкирии доход как акционеру?
- Наш пакет акций составлял 17,5 %. Такой размер не позволяет влиять на решения, способствующие развитию компании. Кроме того, мы также не получали дивидендов от данного пакета: «Полиэф» обслуживает достаточно серьезную кредитную нагрузку, что не позволяет обществу платить дивиденды. Из этих двух основных посылов последовал вывод: продать пакет инвестору, желательно подороже [смеется]. Считаю, что республика получила достойную цену за свой миноритарный пакет [чуть более 500 млн рублей – прим. редакции].
В целом, с моей точки зрения, держаться за небольшие пакеты акций не имеет особого смысла, тем более, если с точки зрения дивидендов они ничего не дают и там нет какой-либо социальной и/или общественной составляющей.
В 2015 году Башкирия как акционер получила от своей доли в республиканских предприятиях 6,5 млрд рублей дивидендами, из них чуть больше 5 млрд – от «Башнефти». Это первый пример, когда пакет стоит того, чтобы его не продавать. А есть и другие примеры, например, акционерное общество «Международный Аэропорт «Уфа», которое отвечает за обслуживание воздушных судов, что имеет большое значение для обеспечения безопасности полетов. Такое предприятие должно также находиться под контролем государства.
- В 2015 году удалось решить проблему, связанную с неэффективностью и непрозрачностью ГУПов?
- Я считаю, что ситуацию с ГУПами нам удалось переломить в корне. Если на начало 2014 года их было 186, то на момент нашего с вами разговора – 70. Из 74 хозяйственных обществ осталось 49.
Путь по их сокращению еще достаточно долгий, поэтому мы внедряем в повседневную деятельность ГУПов и государственных акционерных обществ бизнес-планирование и ключевые показатели эффективности. Сейчас доход руководителя ГУПа увязан с этими показателями, а также с чистой прибылью ГУПа и отсутствием долгов по зарплате. В 2015 году мы создали при ГУПах совещательные органы – сродни совету директоров в акционерных обществах. В состав такого органа вошли представитель отраслевого министерства, представитель Минземимущества и специалист по той или иной тематике. Все системные, наиболее важные вопросы деятельности таких государственных предприятий будут выноситься на рассмотрение этих советов.
Кроме того, в новом году мы введем так называемое банковское сопровождение государственных предприятий. Система, которую сопровождает банк, выбранный самим ГУПом, будет содержать в себе данные по основным расходным статьям предприятия и, если конкретный платеж не будет соответствовать «закаченному» бюджету, то банк не пропустит такой платеж. Такой сервис сейчас вводят многие банки: ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк, Уралсиб... Предприятие сможет выбрать любой из них, но наличие такой системы сопровождения станет для госпредприятия обязательным условием.
Всеми этими действиями мы уже подняли отчисления в бюджет республики части чистой прибыли ГУПов на 31 %. Возможно, в абсолютных цифрах это не так много, но мы только в начале изменений в этой отрасли. Продолжение следует.