Перейти к основному контенту
РБК-Уфа. Интервью  ,  
0 

Е. Маврин: «Регионам нужно объединяться, а не бороться за деньги центра»

Бывший заместитель премьер-министра, отвечающий за экономический блок, а ныне независимый консультант Евгений Маврин дал интервью РБК-Уфа, в котором затронул вопросы конкуренции регионов и привлечения инвесторов.
Е. Маврин: «Регионам нужно объединяться, а не бороться за деньги центра»

Екатерина Тимиряева (телеканал РБК-Уфа): Эфир телеканала «РБК Уфа» продолжает программа интервью. Ее сегодня проведут Рушана Ибраева, главный редактор сайта «РБК Уфа» и я, Екатерина Тимеряева, телеканал «РБК Уфа». Сегодня у нас в гостях независимый член совета директоров ряда компаний Евгений Маврин. Первый вопрос к Вам, как к экономисту. Как Вы сегодня оцениваете экономическое состояние Башкортостана и насколько устойчивым может быть дальнейшее развитие, на Ваш взгляд?

- Я думаю, нам с республикой повезло. У нас достаточно хорошие темпы бюджетной наполняемости, а это основной измеритель экономического развития региона, и профицитный бюджет, который мы получаем по исполнению в конце года. У нас неплохие экономическая база, промышленность, аграрный комплекс, современные виды бизнеса. Поэтому, с точки зрения экономического развития у нас есть все, и, на мой взгляд, мы вполне хорошо развиваемся. Вопрос в другом, каких темпов развития нам ждать дальше?

Рушана Ибраева: Много говорится о том, что необходимо привлекать инвестиции, и Вы на госслужбе этим занимались. Все ли инвесторы одинаково интересны республике? На каких именно инвесторах нужно сосредоточиться, чтобы был обоюдно выгодный процесс - не только инвестору было хорошо, что он нашел рынок сбыта, но и республике тоже.

- Да, ряд инвесторов к нам приходили для открытия магазинов, но дальше вопрос к нам же: а что мы потом с этим делаем? На моменте входа можно разговаривать с инвестором о том, чтобы продукция, которая продается в этих магазинах, производилась у нас. Например, когда в Уфе открывался магазин «Decathlon» при нашем участии, мы старались договориться о том, что 30-35% продукции должно производиться на наших предприятиях. (В магазине «Decathlon» РБК-Уфа затруднились ответить, есть ли в продаже товары, произведенные в Башкирии – прим. ред).

В целом, когда на пустом месте возникает с помощью инвестора что-то новое, какая-то налоговая база, это уже неплохо. То, что к нам приходят за рынками сбыта – это уже хороший показатель.

Екатерина Тимиряева: Некоторое время назад глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил с предложением открыть налоговую тайну крупных корпораций именно для губернаторов. В России предложение поддержала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Как Вы считаете, нужно ли действительно открывать налоговую тайну?

- Это очень странная история: есть тайна для одних и нет ее для других. Если сравнить уровень влияния и уровень возможностей главы республики и старшего специалиста налоговой инспекции, они несопоставимы. Но на сегодняшний момент старший специалист налоговой инспекции знает о том, что происходит в крупной компании, а глава республики, который очень серьезно может повлиять на развитие этой компании, не знает.

Екатерина Тимиряева: Хорошо, губернатор знает, какие налоги и куда платят крупные корпорации.

Рушана Ибраева: И, в целом, какое финансовое состояние этих корпораций.

Екатерина Тимиряева: Как он может использовать эти знания, как он может воздействовать на политику этой корпорации с тем, чтобы налогов, например, больше было в региональном бюджете?

- Первое, что приходит в голову, это взаимодействие на этапе планирования внутренних инвестиций корпорации в регионе. Здесь можно, например, договариваться о приобретении нашей башкирской продукции корпорацией – то есть инициировать реальные проекты по импортозамещению. Во-вторых, можно находить совместные проекты с точки зрения инвестиционных возможностей, подбирать площадки с помощью республики, рекомендовать те площадки, развитие которых заложено в стратегическом плане республики. Например, у ресурсоснабжающей организации существует свой план развития трубопроводов. И они говорят, вы свои проекты подбирайте к нашей трубе: где она будет лежать, там и стройте свои республиканские объекты. В этой ситуации все перевернуто с ног на голову, потому что исходить нужно из планов развития территории. Если же у республики есть цифровая информация по корпорациям, то договариваться легче: у нас есть расчеты, давайте садиться за стол переговоров и совместно делать историю.

Рушана Ибраева: Продолжая тему налогов, прокомментируйте, пожалуйста, инициативу оставлять большую часть налогов от малого и среднего бизнеса в бюджетах муниципалитетов с тем, чтобы сами регионы стимулировали развитие малого и среднего бизнеса. Насколько эта мера может быть эффективна?

- Я апологет системы децентрализованности. Сегодня у нас, если я помню, порядка 25-30% налоговой массы остается в республике. Эта цифра каждый год падала. Я понимаю, что у федерального центра есть свои задачи и обязательства, нужно заниматься обороноспособностью, продовольственной безопасностью, то есть нужны ресурсы. Есть просто политические задачи. Но сегодня мы отдаем часть налогов центру, а потом работает очень много людей на то, чтобы эти деньги вернуть через федеральные целевые программы обратно. И мы пытаемся наше развитие подогнать под те программы, которые рождаются в умах чиновников Российской Федерации. Условно говоря, нам нужно поддерживать машиностроение, а средства выделяются на космонавтику. Мы пытаемся при подготовке документов оформить все таким образом, чтобы доказать, что наше развитие соответствует централизованным программам.

Рушана Ибраева: Соответственно выиграет тот регион, который лучше оформит заявку?

- Выигрывает тот регион, который заранее знает, что будет происходить в федеральных ведомствах. Можно получить приглашение на конкурс за один или за два дня, просто физически не успеть сформировать это огромный пакет документов и остаться без ресурсов.

Екатерина Тимиряева: Сейчас в Башкортостане создается стратегия развития до 2030 года. На Ваш взгляд, какие базы за основу должны быть взяты в этой программе?

- Я до сих пор считаю, что основополагающими могут и должны быть вещи, связанные с кластерным развитием территории. В советское время это называлось территориально-промышленные комплексы - когда территории находится группа промышленных компаний, взаимосвязанных между собой. Эта идеология сносит границы между муниципалитетами и между областями. Но другого пути развития не существует. Почему? Потому что проекты внутренних муниципалитетов очень маленькие, и они фактически ставят на колени муниципальную власть перед крупным бизнесом, если он туда приходит. А когда ряд муниципалитетов объединяется в конгломерацию, это сила, которая может договариваться с крупным бизнесом. А крупный бизнес получает, в свою очередь, более широкие площади и возможности. Что-то такое у нас получилось по Благоварскому и Буздякскому району, когда пришла мясная компания и построила свиноводческий комплекс в одном районе, а работники и люди живут в другом районе.

В республике фактически сформированы эти кластеры исторически: Благовар, Буздяк, Чишмы, Альшевский район - очень серьезный и интересный аграрный кластер - от кормовой базы до переработки; агломерация Салават, Стерлитамак, Ишимбай - фактически нефтехимический кластер. У нас очень интересный машиностроительный кластер на западе - Октябрьский, Туймазы, который обеспечивает нефтяные комплексы всей России. Кластер по добыче полезных ископаемых на востоке, в Зауралье. У нас все практически создано, нужно просто применить управленческие усилия и попытаться все воссоздать. Конечно, это ломает сегодняшнюю административную систему управления, потому что муниципалитеты начинают работать, как сетевая структура, друг с другом. Хотят они или не хотят, они должны менять ситуацию - тут глава администрации не является единственным игроком. Та область России, которая первая найдет эту управленческую мысль, управленческую систему по построению и управлению кластером, и будет следующим лидером.

Рушана Ибраева: Сейчас регионы похожи на корпорации, каждая со своим бюджетом и управленческой структурой, которые конкурируют за рынки. Это правильно?

- Один из шоков, который я испытал, работая в правительстве, это понимание, что система конкуренции регионов поставлена на серьезный поток. И она поддерживается набором рейтингов. Но как можно сравнивать Дагестан и Тюменскую область, Краснодарский край и Калининградскую область? Они по-разному структурированы с точки зрения промышленного производства и экономического потенциала. Мне кажется, что эта конкуренция за инвесторов, за ресурсы, ведет только к тому, что мы начинаем хуже друг к другу относиться. В то время как конгломерации могли бы нас сдружить и поддерживать. Например, у нас есть соседние районы Челябинской области, фактически полностью состоящие из промышленных предприятий - Златоуст, Сатка, Миасс. Вокруг них весь наш северо-восток, в котором производятся только продукты питания. Вот и получается симбиоз - объединение двух экономик, которые поддерживают друг друга. Появление каких-то жестких границ между регионами – это неправильно. Мне кажется, неважно происхождение инвестора, наш ли он, местный, доморощенный или с соседней территории, либо иностранец. Если он действительно готов вложить собственные ресурсы, готов пройти по понятным ступенькам инвестиционного плана, милости просим, пусть заходит. 

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама. ООО «БОРК Импорт»

Лента новостей
Курс евро на 21 декабря
EUR ЦБ: 106,54 (-1,41)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Курс доллара на 21 декабря
USD ЦБ: 102,34 (-1,08)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Все новости Башкортостан
Захарова призвала дать жесткую оценку удару дронов в КазаниПолитика, 17:37
Spiegel узнал о предупреждениях Эр-Рияда властям ФРГ об угрозе терактаПолитика, 17:32
Куда любит ездить шеф-повар и совладелец ресторанов Selfie, Гвидон и IKRAРБК и Wey, 17:30
«Манчестер Сити» проиграл шестой раз в восьми последних матчах АПЛСпорт, 17:25
Хинштейн рассказал о масштабе разрушений в Рыльске после обстрела ВСУПолитика, 17:18
Пезешкиан предложил заменить иранский риал на иранский туманФинансы, 17:08
Савельев пообещал обеспечить к 14 января скидку 50% на перелеты для детейОбщество, 16:53
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
К свету: как сделать так, чтобы всем хватало электричестваРБК и Россети, 16:45
Росавиация назвала дату вылета задержанного из-за поломки рейса из ЕгиптаОбщество, 16:42
Клуб КХЛ «Автомобилист» обменял канадца с российским паспортом в «Сибирь»Спорт, 16:39
В Курской области задержали пьяного мужчину с автоматом и патронамиОбщество, 16:34
Получивший шипами по лицу конкурент Сафонова пропустит ближайший матч ПСЖСпорт, 16:28
На побережье Керчи выбросило мазут с потерпевших крушение танкеровОбщество, 16:22
В Румынии установили, что кампанию Джорджеску в TikTok оплатила не РоссияПолитика, 16:10