Николай Коваленко: в сельском хозяйстве сейчас больше всего перспектив
Рушана Ибраева: Николай Анатольевич, сразу же хотим поздравить вас с Гран-при выставки “Золотая осень”. За что он был получен?
Николай Коваленко: Это комплексная оценка нашего стенда, активности наших предприятий и тех достижений, которые есть у агропромышленного комплекса республики. В целом мы получили более 300 медалей. Мы представили крупные системообразующие предприятия и реализованные инвестпроекты. Показали проекты, требующие инвестиций, либо которые уже находятся в активной стадии реализации. Представили продукцию, которую можно продавать за пределами республики – это, прежде всего, белебеевский сыр, индейка и продукция из индейки гафурийского птицеводческого комплекса. Вместе с Минсельхозом России провели отдельный круглый стол, в нем приняли участие порядка 100 человек, обсуждали вопросы подготовки к Апимондии, на проведение которой в 2021 году претендует Уфа, и актуальные вопросы пчеловодства - безопасность продукции, лечение пчел, защита региональных данных – что для нас очень актуально.
О «высоких технологиях» на земле
Руслан Рахимов: Николай Анатольевич, с одной стороны - Гран-при выставки, с другой стороны – убыток от засухи в 5 млрд рублей. Почему до сих пор наше сельское хозяйство продолжает страдать от капризов природы?
Н.К.: У нас резко-континентальный климат. По ряду территорий в течение 35-40 дней не было осадков, и вы помните, что в июле-августе практически ежедневно стояла жара от 32 градусов по северу республики до 38 на юге республики. Но даже в таких условиях мы получили урожай чуть больше, чем в прошлом году. Но некоторые культуры, которые были посеяны в последние сроки из-за заморозков - это гречиха, сахарная свекла – эти площади, конечно, пострадали. Ущерб, на самом деле, меньше, чем тот, который вы назвали, Но, тем не менее, мы зафиксировали чрезвычайную ситуацию, для того, чтобы принять меры.
Р.И: А ваши меры лежат в области новых технологий или в каких-то организационных воздействиях?
Н.А.: Это упор на развитие влагосберегающих технологий (так называемые no-till – технологии с нулевой обработкой почвы и применением мульчи – прим.ред.), применение засухоустойчивых сортов, работа с севооборотом с чистыми парами, расширение мелиорации.
Р.И.: У вас есть специалисты, которые эти технологии могут разрабатывать и реализовывать? Приглашаете ли вы фермеров из Европы, из Америки, которые уже работают по передовым технологиям?
Н.К.: Смотрите, сейчас республика засевает по технологиям no-till порядка 230 тысяч гектаров, при том, что по России всего таких пашен полтора миллиона. Мы начали этим заниматься с 2007-2008 года, и наши предприятия в Зауралье, в Мелеузовском районе, в Давлекановском – они сегодня, по сути, являются лидирующими в этом направлении в Российской Федерации. Научным сопровождением занимается Академия наук, профессор Сафин, активно работаем с Кустанайским институтом, практически ежегодно на семинары к нам приезжают фермеры и специалисты из Канады, из Европы, из Аргентины, где похожий климат, и где давно работают по этими технологиям. Ежегодно мы проводим не меньше двух-трех семинаров для наших аграриев, агрономов, фермеров, причем зимой и весной это семинары теоретические с использованием съемок, роликов, слайдов, и два семинара проводятся летом, когда мы показываем на полях как нужно ухаживать, какие есть результаты.
Но эта технология не для ленивых, она требует очень тщательного исполнения всех мероприятий и серьезных вложений в технику и в средства защиты растений. Но зато мы экономим на количестве техники и на ГСМ.
Р.И.: Какой в итоге получается эффект?
Н.К.: В итоге мы получаем более стабильный урожай из года в год, в меньшей степени подверженный влиянию погодных условий. Результат все равно положительный.
Об импортозамещении
Р.Р.: Перейдем к теме импортозамещения. Получилось сельскому хозяйству выйти вперед, как это ожидалось?
Н.К.: По импортозамещению в сельском хозяйстве можно выделить 4 основных направления. Первое – это производство продуктов питания, и здесь, конечно, мы работаем по тем продуктам, которые были запрещены к ввозу – в первую очередь, это производство сыра, потому что по остальной молочной продукции в принципе, мы сами себя обеспечиваем. По сыру у нас есть прибавка на нашем основном комбинате, который производит сыр, есть в разработке второй большой проект, но самое интересное, у нас начали двигаться небольшие производители. В этом году была запущена школа сыроделов, и уже есть результаты: кармаскалинские, стерлитамакские, бурзянские фермеры отучились, скоро будет второй курс, ну и дальше будем двигаться уже к более высокому качественному уровню.
Р.Р.: Какой в цифрах рост?
Н.К.: В этом году рост по сыру мы ожидаем порядка 6-8%, это предварительно. По маленьким фермерам мы пока не имеем точной статистики, к концу года, я думаю, цифра будет больше.
Далее по импортозамещению - реализованы проекты по овощеводству закрытого грунта. Здесь и «Алексеевский», и Туймазинские фермеры, которые сегодня модернизируются и увеличивают урожайность на своих площадях. Это производство свинины компанией «Таврос». В птицеводстве - это масштабные проекты компании «Русское Зерно Уфа» (производство племенного и товарного яйца, мяса и мясопродуктов). Запущен комплекс по производству племенных свиней в Благоварском районе. В растениеводстве мы работаем над увеличением площадей под отечественными селекциями кукурузы, сахарной свеклы, подсолнечника.
Следующее направление - это техника и запасные части. Мы гордились, что приобретали много зарубежной техники, но сегодня запасные части и их ремонт стали очень дорогими. На наших предприятиях освоено изготовление более тысячи наименований запасных частей и восстановление десятков узлов агрегатов, что удешевляет ремонт на 40-50% за счет того, что мы производим у себя, из своего металла, из своей резины и за счет наших технологий. Активно работаем с нашим аграрным университетом, ну и конечно, с «Агромашем» в Стерлитамаке - это как раз техника для no-till, это Башсельхозтехника в Чишминском районе.
Еще одно направление импортозамещения - это средства для защиты растений и ветеринарные препараты. Мы сами делаем препараты для роста микроудобрений, биологических удобрений и защиты, химические препараты в нашем институте генетики.
Р.И.: Есть такая сфера, где не получается, то есть хотели бы результат лучше, а почему-то не идет?
Н.К.: Надо говорить откровенно, в молочном скотоводстве мы занимаем сороковые места в Российской Федерации по надоям на корову. У нас прибавка всего 12% в год, это 4750 кг. Это хорошая прибавка, но пока далеко до совершенства.
Р.Р..: Мы пока продолжаем закупать молоко из соседних регионов?
Н.К.: Мы больше продаем, порядка 120-130 тысяч тонн, а завозим сырья и готовой продукции порядка 25-30 тонн. Но вы же не хотите, чтобы рынок был закрыт, и мы видели только республиканские бренды, нам всем интересно пробовать продукцию других производителей.
Р.И.: Завозная продукция часто дешевле.
Н.К.: Дешевле по причине содержания там не молочного сырья, а сырья растительного происхождения. Все анализы, которые производил Роспотребнадзор, показали, что у нас в Башкирии самая качественная молочная продукция. Молоко при этом у нас не самое дорогое, оно находится на средней и ниже средней планке, а то что к нам привозят за 500 км, и оно стоит дешевле нашего, - там молока практически нет, а есть растительные жиры.
Об инвестициях
Р.Р.: Еще одна важная тема - это инвестиции в сельское хозяйство. Говорили о том, что зайдут инвесторы из Азии, из Китая. На каком этапе сейчас работа?
Н.К.: Идут переговоры, есть взаимные интересы, но мы пока находимся в стадии подготовки проектов. Среди реальных проектов у нас есть первая партия тракторов, которая была поставлена из Китая. Они прошли испытания, и сейчас готовится площадка под их сборку в Республике Башкортостан. Было обсуждение тепличных проектов, пока оно продолжается, ищут ценовые параметры.
Р.Р.: Что тормозит?
Н.К.: Тормозит осторожность этих стран, поиск более интересных решений. Не все так просто. Многие параметры проектов подорожали, пересматриваются бизнес-планы, финансовые модели.
Но мы уже начали поставлять мед в больших объемах, сертифицировано мороженое для поставки в Китай, в ряд стран поставляется зерновая продукция, по мясной продукции тоже есть определенные наработки.
Есть проекты, которые прошли отбор на кредитных комитетах банков, и, наверное, в следующем году они выйдут в активную стадию. Это все, в основном, наши внутренние инвесторы.
Р.И.: Были планы по строительству различных логистических центров в Башкирии, которые должны помочь фермерам скооперироваться.
Н.К. Сегодня подобраны площадки под несколько таких центров, но в связи с очень высокой стоимостью, пока только прорабатываются возможности финансирования. В этой сфере еще крупных проектов не реализовано. Но зато есть реально реализованные проекты по сельхозкооперации. Например, туймазинские фермеры скооперировались – создали свою площадку, где они собирают овощи, и с нее уже продают стандартизированную упакованную продукцию. В Миякинском районе есть кооператив по сбору и переработке меда. Сбор и охлаждение молока в Дуванском, Баймакском, Гафурийском районах, сбор и забой скота в Куюргазинском районе. Работа началась. Фермеры понимают, что каждый из них на рынке не сможет занять нишу, не сможет разработать бренд и себя продвигать
Р.И.: На одном из совещаний руководство республики говорило о том, что должны быть заранее подготовлены площадки для инвесторов, уже согласованные со всеми, чтобы потом у инвесторов не возникало проблем с жителями, с администрацией. В этом направлении продвинулись?
Н.К.: Мы как министерство собрали с каждого района предложения по земельным участкам, которые приближены к инфраструктуре, либо имеют инфраструктуру: энергетические мощности, воду, соответствуют требованиям в плане экологической безопасности. Сегодня есть выбор по площадкам в ряде районов, где можно ставить те или иные проекты. Эта работа, к сожалению, ведется не так активно. Не всегда достаточно делается со стороны муниципалитетов. Потом, как правило, в процессе реализации появляются определенные подводные камни, которые на первый взгляд не видны на поверхности. Так что работа еще не завершена.
Р.И.: Вы оптимистично смотрите на будущее сельского хозяйства? Молодежь туда вернется?
Н.К.: Знаете, нет более динамично развивающейся и доступной отрасли, чем сельское хозяйство. Нет отрасли, в которой есть столько направлений, столько тем для развития: и овощеводство, и грибоводство, и традиционные производство молока, зерна, мяса. Есть интересные программы для молодежи, есть инвестпроекты, в которых можно применить свои знания и инженерам, и ветеринарам, и зоотехникам, и агрономам..
Р.И.: Программистам?
Н.К.: Программистам тоже. Сегодня есть роботизированная техника, доильные залы, GPS-навигация, мониторинг во всех отраслях сельского хозяйства не обходится без программиста. Ну и конечно, здесь огромное поле деятельности для предпринимателей. В любом направлении.