Депутатов Башкирии «не удовлетворяет» ситуация с банкротством предприятий
В Госсобрании Башкирии обсудили ситуацию с банкротством предприятий в регионе: обмен мнениями состоялся в рамках парламентских слушаний. Несмотря на ухудшение ситуации в экономике, основные показатели здесь можно назвать стабильными: по состоянию на 1 января на различных этапах процедуры банкротства находится 711 предприятий, и эта цифра соответствует ситуации на 1 января 2014 года.
При этом парламентарии Башкирии такой «стабильностью» не удовлетворены. Спикер Госсобрания Константин Толкачев посетовал, что закон о банкротстве в регионе нередко нарушается, а его заместитель Михаил Бугера заметил, что «нынешний закон только условно можно назвать действующим – за 15 лет в него внесли более 70 изменений. Но нас он не удовлетворяет даже в таком виде: эта зона остается закрытой для государственного и внешнего контроля», а «большая часть противоправных действий связана с деятельностью арбитражных управляющих».
Спикер Госсобрания обратил внимание, что в зале нет ни одного управляющего: все они проигнорировали приглашение. Далее в прениях именно их работе были посвящены основные нарекания руководства прокуратуры и МВД, а Константин Толкачев особо интересовался вопросом, был ли в регионе хоть один случай привлечения их к уголовной ответственности.
У государства немного рычагов влияния на ситуацию, под контролем находятся только госпредриятия и хозобщества с государственным участием, а также те коммерческие организации, работа которых оценивается как социально значимая. Для помощи им еще в 2011 году создана межведомственная комиссия, возглавляемая премьер-министром региона. Однако, по словам министра земельных и имущественных отношений Евгения Гурьева, «в связи с ухудшением экономической ситуации, в прошлом году возникла необходимость работы не только с госпредприятиями, но и со всеми организациями, зарегистрированными в Башкирии». То есть сейчас любая организация, в которой возникла угроза банкротства, может обратиться за помощью в комиссию.
Взаимодействие с коммерческим сектором сам же Евгений Гурьев оценил скептически: «Понятно, что в основном частники приходят к нам с просьбой: «Государство, помоги». Но, не дождавшись слов «завтра мы перечислим вам миллиард рублей», они уходят и больше не появляются. Как только слышат просьбу показать финансовый план, который можно было бы выполнить без прямой господдержки, им сразу становится неинтересно». Министр напомнил, что спасать от банкротства предприятия частного сектора – все-таки задача акционеров. Возможности комиссии здесь невелики, был упомянут только факт, что в ее работе принимают участие представители банков, и они бывают готовы кредитовать обратившихся.
Ситуация в госсекторе связана с более четкими алгоритмами: здесь главной «антикризисной» мерой стало присоединение предбанкротных ГУПов к более успешным предприятиям. Были названы, в частности, ГУП «Башкирский гранит», благодаря усилиям комиссии влившийся в Фонд жилищного строительства, и ГУП «Башкирский Артек», присоединенный к Управлению административными зданиями.
Среди других сценариев – реализация имущества ГУПа. Так, «Баштопсбыт» рассчитался с кредиторами благодаря тому, что его площадки были проданы ишимбайской фирме «по рыночной цене и на прозрачных условиях: это не распродажа госактивов за три копейки, как происходит вследствие банкротства». Министр сообщил, что сегодня на разных этапах процедуры банкротства находятся 19 госпредприятий и фирм с участием республики, а в прошлом году комиссия изучала проблемную ситуацию на 17 предприятиях с целью не допустить банкротства. Среди них были названы, в частности, «Башкиравтодор», «Уфаводоканал», издательство «Башкортостан», Башкирское речное пароходство, а также уже упомянутый Фонд жилищного строительства.
Представители прокуратуры и МВД просили Госсобрание выйти с законодательными инициативами – ужесточить ряд норм, касающихся банкротства. В частности, прокуратуру не устраивает, что «в регионе есть арбитражные управляющие, у которых счет предприятий, которые они ведут одновременно, переходит на десятки: эффективная работа в такой ситуации невозможна, ими движет цель максимально увеличить личную выгоду». Прокуратура Башкирии предлагает ограничить число предприятий, управляемых одним антикризисным менеджером, тремя, а также поднять формальный порог для начала процедуры банкротства – с 300 тыс. рублей задолженности до 1 миллиона. К обеим инициативам депутаты отнеслись скептически. Представитель МВД Башкирии предлагал инициировать ужесточение статей уголовного кодекса, касающихся процедур банкротства. Но спикер Госсобрания усомнился, что эти статьи не будут декриминализированы в скором будущем.