Убыток «Башавтотранса» за год вырос в 33 раза и превысил ₽900 млн
Госперевозчик «Башавтотранс» отработал 2022 год с чистым убытком в размере 942,4 млн рублей, что в 33,2 раза больше, чем в 2021 году, следует из бухгалтерской отчетности предприятия. Выручка ГУПа при этом выросла на 25% и достигла 4 млрд рублей. В последние десять лет компания демонстрировала убытки, минимальный в 2013 году — 830 тыс. рублей, предыдущий максимум был достигнут по итогам 2019 года — 692 млн рублей.
Себестоимость продаж предприятия в 2022 году выросла на 20% и достигла 6,1 млрд рублей. Убыток от продаж увеличился на 12% и составил 2,2 млрд рублей. Валовый убыток компании вырос на 11% и достиг 2,1 млрд рублей.
Управленческие расходы «Башавтотранса» за год выросли на 24% и составили 84,5 млн рублей. Внеоборотные активы компании выросли на 38% до 3,8 млрд рублей, оборотные — выросли на 4% до 635 млн рублей. Капитал и резервы предприятия увеличились на 20% до 3,2 млрд рублей.
В 2022 году у компании появились долгосрочные обязательства в размере 541 млн рублей, при этом краткосрочные выросли на 3% до 735 млн рублей.
РБК Уфа обратился за комментариями в региональные Минтранс и Минземимущества.
Директор Экспертной группы Veta Дмитрий Жарский отметил, что такой солидный убыток для предприятия не является «приговором», так как частично проблемы разрешаются за счет дотаций и иных форм поддержки. По его словам, для таких крупных перевозчиков это «классический сценарий».
«Предприятие является дотационным, то есть все финансовые проблемы хронически здесь привыкли решать за счет финансовой поддержки региональных властей, из года в год последние 10 лет компания в принципе работает с убытками, несмотря на рост выручки, что логично из-за регулярно индексируемой стоимости проезда. Между тем, выйти в плюс не позволяют неразрешимые годами проблемы, ключевая из которых — нерентабельные маршруты на фоне общего монопольного положения компании, а это в том числе связано с невозможностью назначить реальную цену за проезд для населения. Полагаю, что такой значительный рост убытка частично связан с концентрацией и обострением структурных проблем предприятия в минувшем году, а также с необходимостью корректировки деятельности предприятия в связи с непредвиденными обстоятельствами — например, выделением части автопарка для новых регионов», — говорит эксперт.
В январе руководитель «Башавтотранса» Надир Самиев на транспортном часе с главой региона докладывал, что объем перевозок в 2022 году вырос на 14% и составил 120 млн пассажиров. На начало года в компании работало 5,4 тыс. сотрудников, включая 2,1 тыс. водителей. Самиев отмечал, что среднюю зарплату водителей в 2022 году проиндексировали на 25% — до 48 тыс. рублей по республике и 60 тыс. рублей по Уфе.
За прошлый год госкомпания выполнила более 1,5 тыс. рейсов в рамках гуманитарной помощи военнослужащим, доставила четыре гуманитарных конвоя и передала в ЛНР 20 автобусов. Анонсировалось в 2023 году продолжение обновления автобусного парка и закупка 20 туристических автобусов к июню.
Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе ВКонтакте.