Сергей Афанасьев: «Диверсификация помогает смягчать колебания рынка»
По итогам десяти месяцев 2025 года выручка АО «Башспирт» до вычета налогов выросла на 21,1% к аналогичному периоду прошлого года и составила 27,8 млрд руб. Объем производства вырос на 7,1% и достиг 4,9 млн декалитров (дал). Заместитель генерального директора предприятия Сергей Афанасьев рассказал РБК Уфа о предварительных итогах работы «Башспирта» в уходящем году и планах на развитие в условиях новых вызовов.
Факторы стабильного роста
— Как для предприятия прошел 2025 год, какие предварительные итоги можно подвести?
— В целом можно сказать, что год был успешным и стабильным. Несмотря на сложную конъюнктуру в алкогольной отрасли в целом, мы демонстрируем рост как производства, так и продаж. Продолжили курс на модернизацию, оптимизацию процессов, расширение географии, в том числе за рубежом.
За десять месяцев нашими заводами произведено около 4,9 млн дал алкоголя (+7,1% к аналогичному периоду 2024 года). Продажи за тот же период составили порядка 4,8 млн дал. Реализация продукции за десять месяцев выросла на 21,1% и составила в денежном выражении 27,8 млрд руб.
— Что позволило увеличить основные показатели?
— Главные факторы — это модернизация производства, повышение качества, грамотная ассортиментная и экспортная политика, диверсификация портфеля. Свой вклад внесло расширение присутствия в регионах России и за рубежом.
Верность традициям и готовность к обновлению
— «Башспирт» традиционно демонстрирует лидирующие показатели среди предприятий отрасли. Как удается сохранять позиции на рынке?
— Секрет лидерства — в продуманной стратегии, которая включает в себя три основных составляющих. Во-первых, контроль производственного процесса от закупа зерна до готового продукта: мы используем собственные высококачественные спирты «Альфа» и «Люкс», а также применяем многоступенчатую систему фильтрации и очистки воды. Во-вторых, сохраняем верность проверенным формулам: например, наши традиционные башкирские бальзамы десятилетиями производятся с неукоснительным соблюдением оригинальной рецептуры. И в-третьих, демонстрируем готовность к обновлению: развиваем премиальную и крафтовую линейки, запускаем новые марки.
Также одним из главных показателей признания и высокого качества продукции являются награды, завоеванные в честной конкурентной борьбе. По итогам последних лет «Башспирт» стабильно входит в число лидеров по общему количеству завоеванных призов на престижных конкурсах среди производителей алкоголя. За январь—ноябрь 2025 года мы получили более 70 ценных наград. Для республики это повод для гордости, для потребителей — гарантия качества.
Новые вызовы
— В 2026 году ожидается повышение НДС и акцизных ставок. На ваш взгляд, как это отразится на рынке?
— Безусловно, любые изменения в налоговой нагрузке отражаются на отрасли. Алкогольные акцизы и минимальная розничная цена растут каждый год, и это приводит к удорожанию продукции на полках магазинов.
Кроме того, повышение НДС также добавит стоимости к розничной цене. Это приведет к существенному удорожанию, особенно в эконом-сегменте, где покупатель чувствителен к малейшим изменениям.
Мы ожидаем, что в 2026 году спрос может просесть, при этом часть потребителей уйдет в более дешевые альтернативы или сократит количество покупок.
— Как вы намерены справляться с этими вызовами и какие задачи стоят перед компанией в 2026 году?
— Для нас важно сохранить баланс между экономической устойчивостью и доступностью продукции. Постараемся компенсировать часть издержек за счет оптимизации производственных процессов, повышения эффективности, более выгодных закупок. Также усилим работу над продвижением тех продуктов, где клиенты менее чувствительны к росту цен, а для некоторых продуктов удорожание может быть оправдано репутацией бренда. Усиление экспортной стратегии для укрепления позиций на существующих рынках, выход на новые зарубежные площадки также выглядят одной из опор: расширение географии помогает смягчать внутренние колебания рынка. В целом, необходимо адаптировать ассортимент под новую экономическую и налоговую конъюнктуру. В таком случае мы имеем все шансы удержать позиции и при этом укрепить наш бренд.
