УФАС Башкирии объявило предупреждение авиакомпании «Победа» из-за спама

Управление Федеральной антимонопольной службы по Башкирии признало ООО «Авиакомпания «Победа» нарушившим законодательство о рекламе. Перевозчика подвергли административному наказанию в виде предупреждения. Компания может обжаловать постановление антимонопольного ведомства.
С жалобой в УФАС обратился житель Башкирии, который получил на свою электронную почту десять рассылок от «Победы» в апреле 2024 года. В них перевозчик сообщал о лучших предложениях, представлял подборки маршрутов и рассказывал о майской распродаже. Заявитель указал, что рекламу ему направили без получения его предварительного согласия. В октябре прошлого года антимонопольное ведомство возбудило дело по признакам нарушения закона о рекламе.
Согласно законодательству, распространение рекламы путем рассылок допускается только при условии предварительного согласия адресата на ее получение. «Победа» заявила, что абонент дал согласие на направление рекламы при оформлении билетов на сайте авиакомпании.
«При оформлении билетов на сайте авиакомпании клиент в обязательном порядке соглашается с обработкой персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. В свою очередь, положения Политики конфиденциальности предполагают возможность использования данных клиента, в том числе электронной почты, с целью получения информационных и рекламных сообщений авиакомпании», — указали в «Победе», добавив, что клиент может отказаться от рассылок в любое время.
УФАС указало, что согласие на обработку персональных данных на сайте компании выполнено так, что клиент, соглашаясь с его условиями, автоматически выражает согласие на получение рекламы. При этом для признания факта получения согласия надлежащим «должно быть явно выраженное желание абонента либо адресата» на получение рекламы, кроме того, согласие должно быть явным и недвусмысленным.
«В настоящем случае оформление билетов на сайте авиакомпании возможно только при условии принятия Политики конфиденциальности в полном объеме, и процедура не предусматривает возможности отказа от согласия на получение рекламных сообщений. Соответственно, такой порядок не позволяет прийти к выводу о наличии факта дачи согласия на получение абонентом рекламы», — пришли к выводу в УФАС.
Так как перевозчик впервые нарушил подобные правила, антимонопольная служба решила ограничиться предупреждением в адрес компании.
ООО «Авиакомпания «Победа» зарегистрировано в Москве в сентябре 2014 года. Учредителем выступает ПАО «Аэрофлот». По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, в 2023 году выручка компании составила 92 млрд руб., чистая прибыль — 21 млрд руб.
Как писал РБК Уфа, в 2024 году в УФАС по Башкирии поступило 335 жалоб граждан на нежелательную рекламу, распространяемую по каналам связи — телефону, электронной почте и т. д. По сравнению с 2023 годом количество жалоб на спам выросло в 2,4 раза — тогда было зарегистрировано 140 обращений.