Акционеры БМК в Башкирии не смогли обязать компанию выкупить у них акции
Арбитражный суд Башкирии отказал группе акционеров АО «Белорецкий металлургический комбинат» (БМК) в иске к компании. Миноритарии требовали обязать БМК выкупить у них акции после того, как они не согласились с решением общего собрания акционеров, одобривших крупную сделку предприятия. В рамках соглашения металлургический комбинат поручился за другие компании группы «Мечел» по кредиту Газпромбанка, следует из решения суда.
В конце 2020 года акционер БМК Элвис Марламов обратился с иском в суд, потребовав выкупить у него 8823 обыкновенные акции компании рыночной стоимостью 13,6 млн рублей. Поводом стало то, что Марламов не согласился с решением общего собрания акционеров, прошедшем в том же году. Собрание одобрило заключение «Единого дополнительного соглашения» группы «Мечел» с Газпромбанком по кредитной линии на 34,5 млрд рублей. Белорецкая компания наряду с несколькими другими предприятиями холдинга выступала поручителем. Сделка была признана крупной, поскольку сумма соглашения была вдвое больше чистых активов предприятия на 2020 год — 17 млрд рублей.
Позже к Марламову присоединились другие миноритарии — Виктор Никитенко, Владислав Солкин и Наталья Какушкина. Одновременно с этим Какушкина подала отдельный иск о признании спорной сделки некрупной. Впоследствии дела объединили в одно производство. Суд удовлетворил иск в части, признав сделку БМК некрупной, но отказав в выкупе акций.
Адвокат московской коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Александр Малахов сообщил РБК Уфа, что акционеры могут потребовать, чтобы компания выкупила ценные бумаги в случае реорганизации общества либо при принятии общим собранием акционеров решения об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов общества.
«В ходе арбитражного процесса постановлением Арбитражного суда Уральского округа было установлено, что сделка АО “БМК” на которую ссылались акционеры, заявляя требования о выкупе акций, не является для общества крупной. Судом кассационной инстанции было предложено обратить внимание на это суду первой инстанции при новом рассмотрении дела. В итоге решением Арбитражного суда РБ акционерам АО “БМК” было отказано в удовлетворении требования об обязании АО “БМК” выкупить акции. При этом решение собрания об одобрении сделки как крупной было признано недействительным», — сказал Малахов.
По мнению юриста, акционеры, скорее всего, захотят обжаловать это решение.
Старший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Владислав Цепков указывает, что суды приняли во внимание заключение сделки в интересах не только БМК, но и всей группы компаний. А значит, и критерии определения сделки как крупной должны быть изменены.
«Вероятно, суд первой инстанции согласился с позицией кассации по вопросу о порядке оценки крупности сделки в данном случае. Кассация писала следующее: “Поскольку в силу закона лишь сделка, выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности, в принципе может рассматриваться как крупная, в случае выдачи внутригруппового поручительства организацией, входящей в такую группу компаний, судам следует включить в предмет доказывания совершение данной организацией аналогичных сделок ранее, включая внутригрупповое финансирование в различных формах, для чего рассмотреть вопрос о возможности учета совокупной стоимости активов группы, за исполнение обязательств которой и выдавалось поручительство”», — говорит Цепков.
АО «Белорецкий металлургический комбинат» — крупнейшее предприятие черной металлургии в Башкирии, один из основных производителей метизов в России. Основной продукцией завода являются катанка и стальная проволока, лента, гвозди. Комбинат является единственным предприятием России, где выпускается микропроволока диаметром до 0,009 мм. Основным акционером компании является ПАО «Мечел» (подконтрольно семье Игоря Зюзина), которому принадлежат 91,45% акций. По итогам 2021 года выручка БМК составила 35,4 млрд, а чистая прибыль — 3,2 млрд рублей.