Башкирия предложила продлить срок ответа на запрос банкротных управляющих

Госсобрание Башкирии направило на оценку в Совет законодателей проект поправок в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Башкирия предлагает увеличить время ответа на запросы арбитражных управляющих с семи до десяти дней. Поправки предложено внести в статью 20.3.
По закону арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать сведения о должнике, лицах, входящих в состав органов управления должника, контролирующих и иных заинтересованных лицах, их имуществе, контрагентах и обязательствах у физлиц, юрлиц и органов власти. Ответы на такие запросы предоставляются в течение семи дней со дня получения. Башкирия предлагает продлить этот срок до десяти дней.
Инициативу подготовили по обращению Госкомитета РБ по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. В 2023 году ведомство получило более 20,1 тыс. таких запросов, в 2024 году — 24 тыс. В среднем один запрос обрабатывается 40 минут. В год общее время запросов достигает почти 16 тыс. часов.
«При 248 рабочих днях в 2024 году и восьмичасовом рабочем дне (480 минут) ежедневный объем обработки составляет в среднем 97 запросов,
что эквивалентно 64,5 часа (3870 минутам) рабочего времени в день», — говорится в пояснительной записке к проекту.
Депутаты указывают, что подготовка ответов на запросы арбитражных управляющих не является единственной обязанностью госкомитета, требует привлечения дополнительных трудовых ресурсов и материальных затрат.
Принятие поправок позволит усовершенствовать процесс, сэкономив трудовые ресурсы госорганов и средства бюджета, отмечают в парламенте Башкирии. Депутаты считают, что изменения не повлекут социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для предпринимателей.
Ведущий юрист практики «Банкротство» адвокатского бюро INSIGHT advocates Сайхан Сарбаа отметил, что на практике установленный законом срок ответа повсеместно не соблюдается государственными органами, в действительности получение арбитражным управляющим сведений затягивается вплоть до одного-полутора месяцев.
«Указанное является следствием в том числе ежегодного роста процедур банкротств, что в свою очередь увеличивает количество запросов в государственные органы, на что и обращает внимание инициатор поправок в пояснительной записке к законопроекту. Между тем сомнительным видится потенциал названного законопроекта, учитывая особый статус арбитражного управляющего как облеченного публичными функциями специалиста (на что не раз обращал внимание Конституционный суд РФ), а также взятый государством курс на повышение эффективности и скорости судопроизводства по делам о несостоятельности, наблюдаемый в последние годы (упрощение рассмотрение ряда обособленных споров, требований кредиторов, повышение пошлин)», — говорит эксперт.
По его словам, предлагаемое увеличение семидневного срока на предоставление ответа в любом случае не окажет существенно заметного влияния на проведение процедур банкротства как граждан, так и юрлиц и не приведет к затягиванию процедур банкротства.
Адвокат, партнер BMS Law Firm Денис Фролов назвал инициативу башкирского парламента сомнительной в части позитивного эффекта.
«На практике на запросы арбитражных управляющих отвечают в лучшем случае в течение месяца, в худшем — вообще не отвечают, и последние истребуют соответствующие сведения или информацию через суд», — говорит он.
Председатель Совета Союза арбитражных управляющих «Национальный Центр Реструктуризации и Банкротства» Валерия Герасименко отметила, что транспортные средства, в том числе самоходные машины и иные виды техники, подлежащие регистрации относятся к ликвидному имуществу должника. От того, в какой срок поступят ответы на запросы о принадлежности такого имущества должнику, зависит, как быстро управляющий приступит к дальнейшим действиям с ним.
«Если с имуществом в «предбанкротный» период совершались сделки, от скорости получения информации об этом зависят перспективы оспаривания такой сделки, поскольку в случае многократной перепродажи имущества не всегда удается вернуть его в конкурсную массу. На практике государственные органы, кредитные организации, юридические и физические лица далеко не всегда соблюдают отведенный им на ответ срок в семь рабочих дней. Исходя из обоснования законопроекта, Госкомитет РБ должен тратить 64,5 часа в день — 451,5 часа за семь рабочих дней. Если, например, то же количество часов разделить на предлагаемые 10 рабочих дней, количество часов в день сократится до 45,15, что существенно не улучшает ситуацию с нагрузкой на государственный орган», — говорит она.
По мнению Валерии Герасименко, продление сроков ответа на запросы арбитражного управляющего — не выход из сложившейся ситуации. Она добавила, что, вероятно, стоит рассмотреть иные, более эффективные методы снижения нагрузки на госорганы, например применять информационные технологии для автоматизации процесса подготовки ответов.