В Башкирии могут выделить 138 млн на зарядки для электрокаров в 2025 году

Башкирия направила запрос в федеральный Минпромторг на участие в следующей очереди пилотного проекта по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей. Республика рассчитывает, что в его рамках будут созданы 50 быстрых зарядных станций. На эти цели необходимо 138 млн руб., из которых 120 млн планируется привлечь из федерального бюджета, 18 млн руб. может добавить республика. Об этом на оперативном совещании в правительстве сообщил вице-премьер — глава Минпрома Башкирии Александр Шельдяев.
«В планах ввод зарядных станций в отдельных микрорайонах города Уфы, обеспечение быстрыми зарядными станциями неохваченных на сегодняшний день городов: Кумертау, Учалы, Баймака, Благовещенска, Белебея, Давлеканово, а также установка быстрых ЭЗС в туристических центрах республики: горнолыжном курорте "Абзаково", заповеднике "Шульган-Таш", санатории "Янган-Тау" и других точках притяжения», — сказал он.
Также планируется совместно с управляющими компаниями и потенциальными инвесторами оборудовать медленными зарядными станциями парковки в ЖК и на придомовых территориях. Кроме того, власти планируют интегрировать данные по объему электроэнергии на станциях в ЦУР для оперативного контроля за нагрузкой.
Башкирия участвует в пилотном проекте по развитию зарядной инфраструктуры для электрокаров с 2023 года. На строительство одной станции выделяется субсидия в размере 2,76 млн руб., из них до 1,86 млн — на покупку оборудования, до 900 тыс. — на технологическое присоединение к сетям.
Из 70 быстрых зарядных станций, созданных в Башкирии в прошлом году, 38 введено в Уфе. В 2024 году на их создание выделили субсидии в размере 136,5 млн руб., основным инвестором выступила «дочка» компании «Башавтоком» — «Берш+», она запустила 33 зарядные станции. По итогам прошлого года республика стала лидером в ПФО по числу установленных за год быстрых зарядных станций.
Управляющий партнер IPM Consulting Анастасия Владимирова отмечает, что интерес инвесторов к развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей обусловлен несколькими ключевыми факторами.
«Прежде всего, существенную роль играет значительная государственная поддержка, что значительно снижает риски инвесторов и сокращает срок окупаемости проектов. Кроме того, Башкирия имеет выгодное географическое положение на пересечении важных транспортных маршрутов, что создает потенциал для обслуживания не только местного трафика, но и транзитного потока. Особенно важно размещение станций в туристических центрах, где формируется гарантированный поток платежеспособных клиентов. С точки зрения долгосрочной перспективы, инвесторы, очевидно, рассчитывают на рост парка электромобилей в регионе. Учитывая общемировые тенденции и постепенное удешевление электромобилей, этот сегмент рынка имеет значительный потенциал роста. Создавая инфраструктуру сейчас, инвесторы занимают перспективную нишу и формируют свою долю рынка на будущее», — говорит она.
По словам эксперта, сейчас отсутствие достаточного количества зарядных станций является одним из главных барьеров для приобретения электромобилей. Создание разветвленной сети таких станций, особенно в крупных городах и вдоль основных транспортных маршрутов, может существенно повысить привлекательность электромобилей для потенциальных покупателей.
Как сообщал РБК Уфа, впервые порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на создание зарядных станций для электромобилей в Башкирии был утвержден в январе 2023 года.