С автодилера из Башкирии взыскали ₽23 млн за срыв контракта в Оренбуржье
Арбитраж Оренбургской области взыскал с компании «Сильвер-Авто Групп» из Белорецка 22,7 млн руб. в пользу областного Минздрава в качестве возмещения ущерба за неисполнение госконтракта. Организация из Башкирии может обжаловать решение суда в течение месяца. Иск к фирме подала прокуратура Оренбуржья в ноябре 2024 года.
В июле 2023 года Минздрав Оренбургской области заключил с башкирской фирмой контракт на поставку 91 «Лады Гранта» стоимостью 73,8 млн руб. из расчета 810,9 тыс. руб. за легковушку. Машины должны были поставить до 21 января 2024 года.
В октябре 2023-го поставщик предложил министерству увеличить цену контракта до 80,6 млн руб. из-за изменения АвтоВАЗом модификации автомобилей и роста их стоимости. В ноябре компания просила рассмотреть вопрос об увеличении цены до 78,6 млн руб., а в декабре предложила расторгнуть контракт из-за невозможности исполнения обязательств. Минздрав выступал против увеличения цены контракта, а когда к марту 2024-го машины так и не поставили, направил фирме уведомление об отказе от договора.
В результате министерству пришлось заключить новый контракт на поставку авто с компанией «Топаз» за 96,4 млн руб. из расчета 1,06 млн за машину — на 22,7 млн руб. больше, чем по контракту с «Сильвер-Авто Групп».
«Таким образом, стоимость поставки аналогичных автомобилей в связи с заключением замещающей сделки возросла, что потребовало дополнительного бюджетного финансирования. Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением», — говорится в документах суда.
«Сильвер-Авто Групп» называла требования необоснованными и отмечала, что замещающую сделку заключили лишь через два месяца после прекращения первого контракта. Суд указал, что областному Минздраву понадобилось время, чтобы федеральный Минздрав одобрил увеличение финансирования, а также на проведение новой закупки. Башкирская фирма также отмечала, что министерство допустило нарушения при определении начальной максимальной цены контракта с «Топазом», но суд отверг эти доводы. Компания просила назначить экспертизу, но Арбитраж не поддержал ее. Кроме того, белорецкая организация ссылалась на повышение цен из-за изменения модификации АвтоВАЗом, но суд указал, что изменение цен относится к рискам предпринимательской деятельности. В итоге требования прокурора удовлетворили в полном объеме.
Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов считает, что шансы ответчика оспорить решение в апелляции минимальны.
«Суд первой инстанции правильно расценил доводы, указав, что коммерческие риски, включая рост цен от производителя, несет поставщик. Отклонение ходатайства об экспертизе и доводов о нарушении процедуры закупки правомерно, так как министерство обоснованно потратило время на согласование финансирования и проведение нового тендера. Решение соответствует практике взыскания убытков при срыве госконтракта», — говорит эксперт.
ООО «Сильвер-Авто Групп» зарегистрировано в Магнитогорске в марте 2011 года, в 2020 году фирма сменила прописку на Белорецк в Башкирии. Компания работает в Кургане, Магнитогорске, Челябинске и Абзелиловском районе Башкирии. Является дилером LADA и Geely. Учредителем выступает Николай Войтин, руководит фирмой Андрей Ставицкий. По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, в 2024 году выручка компании составила 12 млрд руб., чистая прибыль — 200 млн руб. Компания включена в реестр недобросовестных поставщиков до апреля 2026 года.