Прямая линия главы Башкирии Радия Хабирова: главное
Глава Башкирии Радий Хабиров во вторник, 11 ноября, провел прямую линию. На нее поступило более 8,5 тыс. обращений. Топ волнующих жителей республики тем возглавили дороги, ЖКХ и благоустройство. Прямая линия продлилась больше четырех часов. Главные темы — в материале РБК Уфа.
О прогнозах развития республики
Оснований для каких-либо катастрофических прогнозов для республики нет, заявил глава региона Радий Хабиров.
«Это очень важно. И в данном случае я здесь выступаю не каким-то психоаналитиком, который пытается людей успокоить. Мы опираемся на совершенно конкретные факты и вещи. Все макроэкономические показатели нашей республики в достаточно хорошем тонусе и в развитии. Да, у нас есть на данный момент по индексу промпроизводства 96,5% к прошлому году. Но при этом я хочу сказать: мы все эти годы — шесть лет подряд — росли, один год только было падение промышленности. Последний квартал мы наращиваем. И поэтому мы выйдем, предполагаю, к объему промышленности с плюсом. И внутренний региональный продукт с плюсом. Зарплаты с плюсом. Индекс сельхозпроизводства с плюсом», — сказал глава региона.
В то же время снижается ввод жилья в Башкирии, но к концу года показатель достигнет уровня прошлого года, примерно 3 млн кв. м жилья.
Хабиров заверил, что республика располагает всеми возможностями для выполнения всех социальных обязательств. Есть определенное увеличение сроков строительства социальных объектов, но все они будут достроены.
О защите предприятий от БПЛА
Все стратегически значимые предприятия Башкирии эффективно защищены от атак БПЛА. По словам главы региона, в республике научились отслеживать и подавлять атаки дронов.
«У нас есть системы радиолокационного отслеживания, и мы точно знаем, когда и что к нам летит — летит ли из Оренбургской области, со стороны Татарстана, Саратовской области, Пермского края. После того как мы получаем информацию, все службы охраны Министерства обороны и предприятий переходят в режим боевой готовности. Мы располагаем панцирями — наиболее эффективным способом уничтожения [БПЛА], зенитными орудиями, автоматическим оружием — пулеметами и автоматами, гладкоствольным оружием», — рассказал Хабиров.
Он констатировал, что атаки становятся «более частыми, системными и достаточно интеллектуально продуманными». По словам главы региона, системы защиты от БПЛА прошли большую эволюцию.
О реконструкции цирка в Уфе
Реконструкция уфимского госцирка может начаться в 2026 году. Федеральное финансирование на эти цели предполагается распределить на три года, с 2026-го по 2028-й.
«Если мы эффективно отработаем все бюрократические, все необходимые процессы, то в 2026 году мы можем приступить к реконструкции цирка. Сейчас мы по новой его проектируем. Мы уже не раз его проектировали, то одно, то другое, как-то неудачно все складывалось. Мы зашли в госэкспертизу, оттуда выходим с проектом, заявляемся, то есть мы уже давно заявились. И вы, наверное, помните, что с проблемой цирка я обращался к президенту и президент нас поддержал. Поэтому у нас есть такое надежное основание, что цирк наконец-то все-таки сделаем. Это вот прям такая супер-супер для нас задача», — сказал Хабиров.
По словам главы региона, федеральное финансирование необходимо и для реконструкции Русдрамтеатра в Уфе. Стоимость проекта может составить около 2 млрд руб.
В 2025 году в Башкирии ремонтируют 17 объектов культуры, с 2019 года модернизировали 134 культурных объекта в городах и районах республики.
Про слухи о продаже «Башспирта»
Власти Башкирии не видят необходимости в продаже «Башспирта» и не планируют его приватизацию. Предприятие приносит прибыль и дает многомиллиардные акцизы, что говорит об эффективности менеджмента.
«Сам факт продажи — это нормальный процесс. Вы же тоже ведете свое семейное хозяйство, что-то продаете, что-то покупаете. Но вы же точно не продаете то, что вам нужно и дает прибыль. Это примерно, как наш аэропорт. Знаете, сколько было предложений наш аэропорт купить? <…> То же самое "Башспирт". Наверное, "Башспирт" был интересен к продаже несколько лет назад, когда были разговоры о том, что чуть ли не банкротство идет. Сейчас он в пятерке производителей крепкого алкоголя. Единственная крупная спиртоводочная компания, которая в этом году увеличила продажи», — сказал Радий Хабиров.
О белом списке приложений
Глава Башкирии Радий Хабиров предложит федеральному центру включить приложение для мониторинга уровня сахара в крови в так называемый белый список — перечень онлайн-сервисов, которые будут работать даже при ограничениях интернета.
К главе региона обратилась мать ребенка, живущего с диабетом.
«На данный момент есть сложности с тем, что, когда нет интернета, мы не видим показания из приложения непрерывного мониторинга уровня сахара. От лица всех мамочек прошу вас включить это приложение в белый список», — сказала женщина.
Министр цифрового развития госуправления республики Геннадий Разумикин сообщил, что такая возможность есть. Федеральное Минцифры как раз собирает предложения регионов по включению сервисов в список неотключаемых.
«Минцифры декларировало, что есть такая возможность. Мы подали первый список, включили туда “Госуслуги”, электронный дневник. Соответственно, ждем реакции коллег из федерального центра. И у нас есть второй список, который будем подавать», — сказал Разумикин.
Хабиров поручил включить в предложения республики соответствующий сервис.
О «Башкиравтодоре»
Финансовое состояние «Башкиравтодора» остается сложным, но оно лучше, чем в прошлом году. У властей региона есть понимание, как вытащить предприятие.
«"Башкиравтодор" нам доставил всем достаточно серьезные головные боли. Наверное, где-то мы перегружали его. <…> И вроде людям хорошо делали, но экономика предприятия этого не приняла. Предприятие в сложном состоянии находится, но оно в значительно лучшем состоянии, чем в прошлом году. У нас есть понимание, как предприятие вытащить. Предприятие с большим кредитным портфелем. Практически все виды работ, которые мы выбрасывали на рынок, на торги, "Башкиравтодор" — как предприятие с историей, с возможностями — выигрывал. И, собственно, здесь мы оказались в ловушке: и так плохо, и так плохо. С одной стороны, мы опять напитали "Башкиравтодор" объемами, потому что надо его вытаскивать. С другой стороны, из-за того, что предприятие в достаточно сложном положении, те задачи, которые мы ему поставили, оно не выполнило. Нам еще очень большую подножку поставила попытка рейдерского захвата предприятия», — сказал Радий Хабиров.
Он отметил, что власти отбили попытку рейдерского захвата предприятия.
«Тех, кто этим занимался, я буду догонять. И я их обязательно догоню. Они на три месяца нас отбросили, потому что вошли в управление предприятием. Конкурсное производство сделали, что такое конкурсное производство? Распродажа. Здравый смысл восторжествовал, мы эту ситуацию отработали, "Башкиравтодор" сейчас работает. Но время-то летнее, самое вкусное, упущено. Понимаете, когда у нас большими объемами проводится асфальтовая работа. Тем не менее работу он ведет. И к следующему году, весной, мы еще лучше выйдем на эту работу. Лишь бы финансирование было», — отметил глава республики.
Про демографию и рождаемость
После окончания СВО в стране может начаться новый беби-бум, сказал Радий Хабиров, рассуждая о последствиях конфликта на Украине. При этом он предположил, что российское общество после спецоперации будет «израненным».
«У нас достаточно большое количество людей с инвалидностью, с увечьями, нам надо о них заботиться. После хорошей драки мы выйдем израненными. Но ничего. Россия не раз выходила после драки, потом быстро зализывала [раны]. Я всегда удивляюсь этому факту. Может, это позволит нам демографический вопрос решить. Знаете, как называется послевоенное поколение? Беби-бумеры. Почему? Потому что беби-бум был. Рожали, такой объем был. Этому тоже есть объяснения — психологические, экономические и т. д. Поэтому, может быть, у нас после СВО рождаемость увеличится. Я очень надеюсь», — сказал Хабиров.
Про слухи об отставке премьера
Отвечая на вопрос о слухах об отставке премьер-министра Андрея Назарова, глава Башкирии Радий Хабиров пошутил, что это «национальный российский обычай, или башкирский, — кого-то все время провожают».
«То меня провожают. Видимо, когда надоедает это все, идет отторжение, начинают провожать Андрея Геннадьевича. Провожание кого-либо — это такой политтехнологический процесс, который направлен на дестабилизацию. Это вне зависимости от наших желаний или от наших действий идет. Андрей Геннадьевич — один из очень эффективных членов нашей команды. Он человек с таким самостоятельным характером мышления, с такой определенной автономностью. Мы с ним так и договорились, понимаете. Мне всегда хотелось, чтобы коллеги в управленческой команде чувствовали определенную свободу. Есть минус, что ты не все контролируешь, но есть огромный плюс, что ты даешь им автономность, и они сделают больше, чем если бы ты сам все под себя подчинял. Поэтому, мне кажется, у нас выработался такой замечательный баланс, когда в условиях автономности выполняются достаточно широкие задачи и достаточно эффективно», — сказал глава региона.
Про общественный транспорт
Системные вопросы общественного транспорта в Уфимской агломерации на данном этапе решить невозможно, признал Радий Хабиров. Сбои в графике движения маршруток, переполненные автобусы — эти проблемы можно купировать увеличением количества транспорта и развитием трамвая и троллейбуса. Но прорывов ждать не стоит, отметил глава республики.
«Я абсолютно признаю, что состояние транспортной сети отстает от роста количества людей в Уфе. И это становится одной из больших проблем. “Башавтотранс” всех проблем не решит. Мы сейчас сталкиваемся с тем, что коммерческие перевозчики отказываются выходить на конкурсы, которые мы объявляем. Им невыгодно по тем тарифам, которые есть. Они начинают показывать свою экономику и говорить: мы работать в минус не будем. А если мы пойдем по пути повышения тарифов, мы сразу столкнемся с непониманием людей», — сказал Хабиров.
Глава региона отметил, что первое решение, которое лежит на поверхности, — это закупка новых автобусов. Второй путь — развитие электротранспорта. При этом бюджетные возможности и для одного, и для другого направлений в ближайший год будут сильно ограничены.
«Ждать каких-то существенных решений, когда появятся еще автобусы, можно только в 2027–2028 годах», — добавил Хабиров.
Про внешнюю торговлю
Внешнеторговый оборот Башкирии после введения санкций и переориентации внешней торговли сократился незначительно, отметил глава региона, отвечая на вопрос главного редактора РБК Уфа Равиля Ватолина. Сегодня республика укрепляет связи с Беларусью, Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.
«Вся моя география полетов — это Минск, Астана, Ташкент и сейчас, похоже, будем "качать" тему Таджикистана. Это все здесь [из республики работа ведется]. Я, помните, поругивал своих, говорил: "Кончайте чиновничьим туризмом заниматься". Так-то вы не представляете, я могу, в принципе, здесь не жить и ездить во вполне приятные страны, где я еще не под санкциями, но мы исходим из сохранения ресурсов и [принципа] бить в точку. <…> Посмотрим по итогам года показатели, порядка 4 млрд долларов у нас внешнеторговый оборот, он где-то больше, где-то меньше», — сказал он.
По словам Радия Хабирова, потеря западного рынка была огромной проблемой после введения санкций.
«Вся логистика, системы расчетов — все было настроено торговать с ними, представляете. И нам в одночасье все это пришлось поменять. В принципе, товарооборот несильно упал, поэтому все нормально», — отметил глава региона.
Об обмелении Белой
Обмеление реки Белой не является катастрофой. По словам главы региона, снижение и повышение уровня главной водной артерии региона носят цикличный характер.
«Да, это проблема, но это не катастрофа. Это не катастрофическая проблема. Я попросил систему наблюдения за уровнем реки за долгие годы, по-моему с 70-х годов. Цикличность есть. Посмотрите, в прошлом году, когда дожди пошли, у нас второе практически половодье было, когда начало затапливать сады», — сказал Хабиров.
Глава республики отметил, что «качество воды сейчас лучше» и происходит «повышение биоразнообразия этой реки». В то же врем, по его словам, потребление воды в регионе растет из-за увеличения населения и развития промышленности.
Про мосты в Уфе
Башкирия планирует привлечь федеральное финансирование для строительства моста через Белую в рамках реализации проекта Южного обхода Уфы. Глава региона считает, что республике удастся добиться получения прямой денежной субсидии.
«В самом высоком статусе — Южный обход. Сейчас Пугачевку завершим, тогда скажем: это Южные ворота у нас получились. А это Южный обход, это тоже мост, это соединение в районе "Меги", мост через Белую. Это 60-миллиардная история. Мы эту тему "качаем" уже не первый год. Проект у нас есть. Я обратился к президенту с этим вопросом. Президент нам положительную визу поставил, теперь с этой визой мы работаем. Точно так же, как мы в бюджете некоторые наши решения и мои поручения в рамках исполнения обещаний перед жителями перенесли вправо, так же в Российской Федерации. Точно такая же нагрузка на бюджет, точно такие же, какие-то расходы выросшие, на оборону и т. д. Поэтому этот проект хотим провести не по концессионному соглашению. Мы пошли по пути прямой денежной субсидии», — сказал Радий Хабиров.
По словам главы республики, мосты в Нижегородке и в створе улицы Интернациональной, вероятнее всего, будут возведены в рамках концессий. Переговоры с концессионерами уже ведутся.
О вахтовой работе
Массовый отъезд жителей Башкирии на заработки в регионы Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока — не всегда негативное явление. Вахтовая работа для республики имеет исторические корни, заявил Радий Хабиров.
«Так сложилось, что освоение Сибири, Восточной Сибири, севера нашей страны осуществлялось вахтовым методом. По-другому невозможно. У Башкортостана своя история. Мы первыми начали крупную разработку [нефти] в России, Ишимбайского месторождения. Были компетенции, эти компетенции пошли туда. И история вахты — это не история того, что группа мужчин туда ездит, это целый комплекс цивилизационный, экономический, нравственный, историко-традиционный. Это уже сложилось. У нас на вахту ездят целые поколения», — сказал глава РБ.
По словам главы региона, с вахтовой работой не нужно бороться, так как «Сибирь тоже надо осваивать». Кроме того, люди ездят в другие регионы за большими зарплатами, которых в республике нет.
«Это довольно сложная история — разлучаться с семьей, уезжать в условия севера. Но люди принимают такое решение, подчеркиваю, из-за зарплаты. И мы такую зарплату не можем дать», — сказал Хабиров.
Глава республики добавил, что в Башкирии целый ряд крупных предприятий предлагает привлекательные рабочие места водителям, сварщикам и другим специалистам и часть вахтовиков соглашается остаться работать в регионе.
Про планы остаться в Башкирии
После окончания работы на посту главы региона Радий Хабиров с семьей планирует остаться в Уфе. Он отметил, что уже присматривает квартиру.
«У меня есть в Москве квартира. У супруги есть квартира, поэтому нам есть где жить в Москве комфортно и т. д. Я же здесь живу на государственной даче, в государственном доме. У меня в центре все и в лесу, достаточно комфортно, спасибо предшественникам. <…> Мы себя видим здесь, в республике. Я не отношу себя к варягам, я таковым не являюсь. Поэтому, если ситуация будет складываться благоприятная для такой возможности, то, наверное, мы проживем здесь после того, как завершится [работа на посту главы]. У меня супруга из Майкопа, в Майкоп мы не поедем, в Москву можно приезжать-уезжать. А насчет квартиры, скоро узнаете, я присматриваю себе квартиру, куплю», — отметил Хабиров.