Уфа сможет сэкономить до ₽140 млн на схемах границ прилегающих территорий
В Башкирии предложили упростить определение границ территорий, прилегающих к зданиям и земельным участкам. В Госсобрание — Курултай республики внесли проект поправок в региональное законодательство. Предлагаемые изменения избавят муниципалитеты от обязанности отображать границы прилегающих территорий на схемах.
Это сэкономит местным бюджетам значительные средства, сообщила соавтор поправок депутат Елена Родина. Только в Уфе на составление схем границ прилегающих территорий ежегодно необходимо тратить 100–140 млн руб.
«Предлагаем внести изменения в статью 3 закона РБ “О порядке определения органами местного самоуправления в РБ границ прилегающих территорий” в части исключения требований по отображению границ прилегающих территорий на схеме границ, а также ее подготовки. Предлагаемые изменения упростят процедуру определения границ прилегающих территорий в муниципальных образованиях, сократят сроки по их определению и позволят избежать дополнительных затрат из муниципальных бюджетов», — сказала Родина.
В нынешней редакции закона уполномоченные органы муниципалитетов должны составлять схемы прилегающих территорий всех объектов и земельных участков. Депутаты предлагают определять эти границы без составления схем в бумажном или электронном виде. Авторы инициативы назвали поправки «значимым законом» для муниципалитетов.
Профильный комитет Госсобрания — Курултая РБ по жилищной политике и инфраструктурному развитию поддержал проект поправок.
Адвокат Вероника Рустамова в разговоре с РБК Уфа пояснила, что по общему правилу только собственники обязаны содержать свои земельные участки. Однако муниципалитеты нередко навязывают собственникам зданий, в том числе многоквартирных домов, бремя содержания прилегающей территории. Под прилегающей территорией понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, сооружению, земельному участку, и границы которой определены правилами благоустройства и содержания территории муниципального образования, говорит эксперт.
«И вот когда определяются эти территории, делается схема. Прилегающие территории есть у магазина, ресторана, многоквартирного дома — собственники квартир пользуются детскими площадками, парковками, подъездами. И в их обязанности как собственников входит уборка, расчистка территории от снега и т. д. Была судебная практика, которая доходила до Верховного суда, который говорил, что нельзя навязывать собственнику содержание прилегающей территории. Но нижестоящие суды эту практику не применяли и обязывали собственников зданий содержать прилегающие территории. Когда определяются прилегающие территории и составляются схемы, муниципалитет должен сам заказать кадастровые работы, оплатить и утвердить границы. Бывает, что и собственники сами утверждают схему благоустройства прилегающего участка, потому что хотят закрепить такой участок за собой», — говорит Рустамова.
Эксперт отмечает, что на таких территориях нельзя строить капитальные объекты или устанавливать шлагбаумы, их можно только благоустраивать: устанавливать малые архитектурные формы, скамейки, сажать деревья и газоны и т. п.