Росприроднадзор требует от «Башнефть-Добычи» ₽73 млн за загрязнение почвы

Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора требует взыскать с компании «Башнефть-Добыча» 72,7 млн руб. в качестве возмещения вреда в результате загрязнения почвы. Арбитраж Башкирии принял иск ведомства к производству, предварительное судебное заседание назначено на 8 июля.
В управлении Росприроднадзора на запрос РБК Уфа сообщили, что загрязнение почвы было обнаружено еще в 2022 году. При выездном обследовании на территории деревни Кшанны в Аургазинском районе республики специалисты ведомства установили разлив нефтегазожидкостной смеси от трубопровода УПС «Болотино» — УПН «Уршак».
Совместно с Центром лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ) по Башкирии была установлена площадь загрязненных земель — она составила 3 тыс. кв. м.
Росприроднадзор пытался решить вопрос возмещения вреда в досудебном порядке. Компании направили требование о добровольном возмещении вреда почвам.
«В течение 30 дней с момента получения ООО "Башнефть-Добыча" в добровольном порядке требование не исполнило. В связи с чем управлением направлено исковое заявление в Арбитражный суд Республики Башкортостан», — говорится в ответе за подписью руководителя управления Романа Болотова.
В случае удовлетворения иска средства будут взысканы в бюджет Аургазинского района республики.
В компании «Башнефть-Добыча» отказались комментировать иск ведомства до принятия судебного решения.
Генеральный директор юридической компании Enterprise Legal Solutions Анна Барабаш отметила, что, по статистике, современная практика характеризуется довольно жесткой позицией судов в отношении таких нарушителей и в большинстве случаев суды встают на сторону природоохранных органов, но, разумеется, при наличии достаточной доказательственной базы.
«При этом суды склонны тщательно проверять обоснованность заявленных сумм ущерба, поэтому в случае определенных условий у виновной компании есть теоретически шансы пересмотреть требуемую сумму. Основания для такого оспаривания могут быть различными: так, может быть поставлена под сомнение правильность применения методики расчета ущерба. Еще один вариант оспаривания — инициирование проверки соблюдения процедурных требований при установлении факта загрязнения и расчете ущерба. Третий аспект оспаривания касается причинно-следственной связи между деятельностью компании и выявленным загрязнением. Факт возникновения загрязнения в результате деятельности нескольких предприятий, выступающих источником загрязнения, не является основанием для полного освобождения ответчика от возмещения экологического вреда, однако это может повлиять на размер взыскиваемого ущерба. Прогнозируя исход данного дела, можно ожидать, что суд удовлетворит иск Росприроднадзора, но размер взыскиваемой суммы может быть скорректирован в случае проведения качественной защиты со стороны компании», — говорит эксперт.
Управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров отметил, что суды в большинстве случаев удовлетворяют требования при доказанности факта загрязнения, соблюдении процедуры расчета ущерба и отсутствии добровольного возмещения. Однако удовлетворение иска не является автоматическим: если Росприроднадзор нарушает методику расчета или не доказывает причинно-следственную связь, суды отказывают во взыскании.
«Компания "Башнефть-Добыча" может оспорить расчет суммы. Если она проводила мероприятия по очистке территории (установку боновых заграждений, сбор нефтепродуктов), эти затраты могут уменьшить размер компенсации. Однако для этого необходимо документальное подтверждение работ и их согласование с Росприроднадзором. В противном случае расходы не засчитываются. Также, если в деле "Башнефть-Добычи" пробы отбирались с нарушением, это основание для назначения повторной экспертизы. Также компания вправе доказать, что загрязнение вызвано не ее действиями, а иными факторами (например, накопленный вред от предыдущих владельцев территории). Если факт загрязнения подтвердится, но сумма будет снижена (например, из-за ошибок в формуле), практика допускает частичное удовлетворение иска», — говорит Евгений Жаров.
По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, ООО «Башнефть-Добыча» зарегистрировано в Уфе в 2009 году и является 100%-й «дочкой» ПАО АНК «Башнефть» (входит в «Роснефть»). Генеральный директор предприятия — Сергей Нонява.
Как писал РБК Уфа, в мае управление Россельхознадзора по Башкирии подало в суд на компанию «Башнефть-Добыча». Ведомство потребовало от предприятия восстановить нарушенные земли сельхозназначения в шести районах республики.