Учителям в Башкирии рекомендовали пристальнее следить за детьми мигрантов
Министерство просвещения Башкирии опубликовало у себя на сайте методические рекомендации учителям «по организации работы с несовершеннолетними иностранными гражданами, склонными к совершению преступлений и правонарушений». Документ разработан Министерством просвещения России, Московским государственным психолого-педагогическим университетом совместно с МВД.
В рекомендациях говорится, что учителя должны выявлять детей мигрантов, склонных к совершению противоправных деяний. В документе приводится чек-лист, в котором содержатся индикаторы такого поведения. Педагогам рекомендуют обращать внимание, если ребенок ранее уже совершал противоправные или асоциальные поступки, бродяжничал, пропускал уроки.
Тревожными сигналами также должны стать «одобрительная позиция по отношению к употреблению алкогольной продукции», «пренебрежительное отношение к исторической памяти, традиционным российским ценностям, государственной символике, Флагу и Гимну Российской Федерации». Кроме того, склонные к преступлениям дети игнорируют информацию, доводимую в рамках уроков «Разговоры о важном», говорится в документе. Вместе с тем они могут проявлять интерес к интернет-ресурсам, содержащим шок-контент и деструктивную информацию, в том числе пропаганду религиозного и политического экстремизма.
Учителя также должны обращать внимание, если школьник носит одежду «с атрибутикой и символикой религиозного радикализма, экстремизма, криминальных субкультур, ярко подчеркивающей принадлежность к стране исхода и оскорбляющей представителей других национальностей и конфессий».
Наконец, среди негативных индикаторов приводятся «отсутствие критического мышления, повышенная внушаемость, психологическая зависимость от третьих лиц», а также слабый или, наоборот, излишний контроль со стороны старших членов семьи.
Для профилактики правонарушений со стороны детей мигрантов учителям советуют приобщать их к российским традиционным духовно-нравственным ценностям и проводить классные часы.
«В целях недопущения совершения противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних иностранных обучающихся, могут быть предложены мероприятия общего характера, направленные на приобщение к российским духовно-нравственным ценностям, а также <…> классные часы на темы: “Культурный мир России”, изучение культурных ценностей и национальных традиций народов, “Мы все разные, но мы вместе”», — говорится в документе.
Писатель, подростковый психолог Никита Карпов в разговоре с РБК Уфа назвал интеграцию детей мигрантов задачей, не входящей в полномочия школьных учителей. По его словам, власти пытаются упростить эту проблему, переложив ее на образовательные учреждения.
«Здесь как будто навязывают решение задач, не связанных с задачами школы. Цель школы все-таки — образование. Поэтому излишне навешивать на учителей какую-то дополнительную повестку. Они и так перегружены бумажками и не всегда успевают заниматься с детьми в рамках своих основных обязанностей. В идеальном мире интеграция ребенка-иностранца — это целая система. А у нас ее перекидывают, как горячую картошку», — говорит Карпов.
Как сообщал РБК Уфа, ранее глава Башкирии Радий Хабиров допустил введение ограничений на трудовую деятельность мигрантов по примеру других регионов, в случае если республика «начнет сталкиваться с тяжкими преступлениями» с их стороны. Например, в Санкт-Петербурге приезжим запрещено работать в такси и службах доставки.
Ужесточение миграционного законодательства в России началось в 2024 году после теракта в «Крокус Сити Холле». Госдума утвердила целый ряд законов, направленных на ограничение трудовой миграции. В этом году депутаты предложили запретить детям иностранцев бесплатно учиться в российских школах. Инициатива пока находится на рассмотрении парламента.