РСХБ не добился списания ₽268 млн налогового долга с активов «Индюшкина»
Россельхозбанку не удалось добиться признания неправомерным начисления 268 млн руб. налоговой задолженности на заложенное имущество ООО «Башкирский птицеводческий комплекс имени М. Гафури» (БПК, выпускал продукцию под брендом «Индюшкин»). 18-й арбитражный апелляционный суд в Челябинске отказал банку в списании долга, подтвердив предыдущее решение Арбитражного суда Башкирии, принятое в июне 2023 года.
В своем решении суд указал, что обязанность по уплате налогов на имущество возникла после возбуждения дела о банкротстве и «связана с самим фактом нахождения имущества в собственности должника». То есть платить налог за БПК им. Гафури должен Россельхозбанк, у которого как у залогового кредитора и находилось имущество.
«Вопрос о судьбе предмета залога в значительной степени находится во власти залогового кредитора, способного эффективно влиять на скорость реализации залогового имущества и тем самым избегать накопления долговых обязательств по текущим платежам на содержание предмета залога», — говорится в определении суда.
Рассмотрение заявления Россельхозбанка в апелляционной инстанции прерывалось до вынесения решения Конституционного суда России по похожему делу. Ранее с такими же жалобами, но в рамках других дел о банкротстве, в суды обращались Сбербанк и торговый дом «Агроторг». Их тоже обязали платить налоги за имущество банкротов, которое перешло им в качестве залога. Заявители указывали, что после погашения всех долгов продавать такие активы не имело экономического смысла, так как их цена не покрывала даже расходов на их содержание, в том числе уплату налогов.
КС РФ пришел к выводу, что начисление налогов на залоговое имущество не противоречит закону, а распределение долга между залоговым и незалоговыми кредиторами было бы несправедливо. Поэтому все налоговое бремя по имуществу в залоге должен нести держатель такого залога. В отдельных случаях, когда сумма долга действительно превышает стоимость имущества, суд допустил, что стоимость продажи актива может распределяться между залоговым кредитором и Федеральной налоговой службой.
Основываясь на решении КС РФ, апелляция в Челябинске отказала Россельхозбанку в удовлетворении его требований.
Как сообщал РБК Уфа, Башкирский птицеводческий комплекс имени М. Гафури был одним из крупнейших производителей индейки в стране. В марте 2019 года Арбитраж Башкирии признал компанию банкротом. Инициатором процедуры выступил Россельхозбанк. По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, учредителями ООО «БПК им. М. Гафури» выступали Нелли Юсупова (дочь бизнесмена и экс-депутата Госдумы Марселя Юсупова) и ООО «Региональный офис туризма», подконтрольное предпринимателю Александру Клячину. Предприятие было зарегистрировано в Мелеузе в феврале 2007 года.
Осенью 2022 года конкурсный управляющий БПК завершил сделку по продаже основных производственных активов компании в Мелеузовском районе. Покупателем стала структура, связанная с группой «Дон Агро» предпринимателя Евгения Туголукова.