Перейти к основному контенту
Аналитика от РБК-Уфа ,  
0 

РБК-Аналитика: Как кризис сказался на крупнейших ритейлерах в Башкирии

Аппетиты «Пятерочки» стабильно растут, а «Магнит» снижает темпы российской экспансии. Местные сети отказываются от расширения, сосредоточившись на «качественных переменах».
Фото: Олег Яровиков
Фото: Олег Яровиков

Еще несколько лет назад казалось, что бурный рост крупных ритейлеров и их экспансию в регионы невозможно поколебать. Башкирия не была исключением: перераспределение сил на рынке прошло здесь все классические этапы. Сначала местные сети потеснили формат «маленьких магазинов у дома», причем некоторые из них разрослись настолько, что начали продвижение в другие регионы. Так, торговая сеть «Матрица», появившись в Уфе в 2001 году, не остановилась на Башкирии, где у нее открылось более сорока супермаркетов, а выдвинулась в Самару (8 супермаркетов) и даже в Москву (два супермаркета). Далее в регион зашли крупные федеральные игроки, такие, как «Пятерочка» и «Магнит». Начался передел рынка, отмеченный не только конкуренцией, но и «дружественными акциями». Таковой была названа, например, передача 48 магазинов из федеральной сети «Пятерочка» в региональную сеть «Байрам» после расторжения франчайзингового договора между «X5 Retail Group» и «Салют-торг» в 2012 году. Наконец, в последние несколько лет заявили о себе гипермаркеты, ставшие якорными арендаторами в новых торговых центрах Уфы. В городе появились два «Ашана», три «О’кея», а 12 февраля было объявлено об открытии третьей «Ленты».

Представители малого бизнеса, занятые в ритейле, регулярно жаловались местным властям и ФАС о том, что федеральные сети не позволяют конкурировать с ними на равных условиях. Как правило, власти говорили в ответ, что никаких законных рычагов для изменения этой ситуации нет, максимум – заявляли о поддержке различных форм местного ответа российским торговым сетям (например, о развитии зонтичного бренда «Продукт Башкортостана» с созданием сети фирменных магазинов). Экспансию «федералов» критиковал и глава региона Рустэм Хамитов, в 2012 году предложивший местному парламенту рассмотреть вопрос о том, каким образом можно обязать крупных ритейлеров с пропиской в других регионах платить налоги в бюджет республики. Наконец, еще несколько лет назад эксперты говорили о том, что для дальнейшего бурного развития сетей Уфе может не хватить торговых площадок.

Кризис внес в это развитие свои коррективы. С одной стороны, розничная торговля показала колоссальное падение. С другой стороны, некоторые крупные игроки рынка смогли укрепиться даже в новых условиях (а может быть, и благодаря им).

Массовая скупка на фоне кризиса

Обрушение розничного рынка Минэкономразвития России назвало «беспрецедентным»: доклад ведомства опубликован 10 февраля (его выдержки приводит «Коммерсант»). В документе сказано, что розница в прошлом году показала худший результат с 1970 года. Согласно данным, которые публикует Башстат, в регионе оборот розничной торговли упал в 2015 году на 12% (до 784,6 млрд рублей), в том числе на пищевые продукты – на 14,6% (до 390 млрд руб.). Впрочем, по словам представителя Госкомторговли Башкирии Светланы Верещагиной, выступившей накануне на конференции «Торговые центры: концепция успеха», по показателям розницы 2015 года Башкирия лидирует в Приволжском федеральном округе. В прошлом году в регионе было открыто около 500 торговых объектов.

Крупные ритейлеры-сетевики готовы использовать кризис как шанс для еще большего расширения. Профильный ресурс Retail.Ru публикует результаты исследования, согласно которым сеть «Магнит» прибавила в 2015 году более 1700 новых магазинов, «X5 Retail Group» («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») – более 1500 магазинов. Сети алкомаркетов «Красное & Белое» и «Бристоль» (не работает в Башкирии) прибавили по 800–900 точек. Эксперты объясняют такой рост тем, что с рынка уходят многие компании, в том числе и те, которые были связаны с иностранными брендами. Лидером по поглощениям стала «X5 Retail Group», которая провела в прошлом году восемь крупных сделок по покупке целых региональных сетей, не справившихся с кризисом: некоторые из них включали в себя по 90–100 магазинов.

РБК-Уфа выяснил, какова активность сетевиков-лидеров в Башкирии, каковы их перспективы в регионе, и что в качестве ответа на их продвижение могут предложить местные сети.

«Магнит»: бурный рост в 2015-м, а дальше?

В ответ на запрос РБК-Уфа администрация розничной сети сообщила, что на 1 января этого года в Башкирии работают 379 торговых точек «Магнит». Из них 308 действуют в формате «магазина у дома», девять магазинов – в формате «Семейный». В регионе работает шесть гипермаркетов «Магнит» и 56 магазинов «Магнит Косметик».

В прошлом году в Башкирии появилось 78 торговых объектов: 47 «магазинов у дома», 5 «Семейных» и 26 точек «Магнит Косметик». По сравнению с 2014 годом – это существенный рост: тогда в Башкирии было открыто 59 объектов, в том числе 39 магазинов «у дома» и один гипермаркет. Однако такие темпы, скорее всего, не сохранятся в 2016 году: российская экспансия сети резко замедлилась. Компания отказалась назвать РБК-Уфа запланированные цифры по Башкирии, однако план по России (900 – 950 новых магазинов) вдвое меньше показателей прошлого года.

Это отмечают и аналитики инвестиционной компании «Велес Капитал». По их данным, развитие сети в январе оказалось минимальным почти за два года, а в формате «магазинов у дома» – за семь лет. «Рост выручки продолжил замедляться и опустился до исторического минимума (с начала публикации данных)», – отмечают аналитики. Впрочем, даже в таком «минимальном» виде этот рост в 2015 году составил 24,5 % (на фоне падающего рынка). «Масштабная экспансия 2015 года, превзошедшая показатели прошлых лет, не спасла от снижения темпов роста», – констатируют в инвесткомпании. «Магнит» оказался первым из крупных сетевиков, кто публично заявил о снижении экспансии, причем планы по открытию новых точек на 2016 год понижались дважды.

«Пятерочка»: снижения темпов не будет

На фоне падения розницы в стране «X5 Retail Group» показала наибольший за всю историю компании «органический рост»: так сформулировал итоги 2015 года председатель наблюдательного совета Стефан Дюшарм. Судя по всему, ритейлер неплохо себя чувствует в нынешних условиях и не собирается снижать темпов экспансии. Это касается как общероссийских планов, так и прогноза по Башкирии.

Как сообщил РБК-Уфа представитель «X5 Retail Group», планы на 2016 год даже превышают показатели 2015-го. В прошлом году компания открыла в Башкирии 35 «Пятерочек» и один гипермаркет «Карусель», в нынешнем планирует открыть ровно столько же, и плюс к ним – два супермаркета «Перекресток». Всего же на конец января в регионе работало 88 магазинов «X5 Retail Group», включая два гипермаркета «Карусель». Как уже писал РБК-Уфа, в ближайшие годы компания планирует довести количество магазинов «Пятерочка» в регионе до 100 (сейчас их 83). Когда цифра будет достигнута, начнется строительство распределительного центра, соглашение об этом между Х5 Retail Group и республикой уже подписано.

Таким образом, «Пятерочек» в Башкирии почти в четыре раз меньше, чем «Магнитов» в формате «у дома» (83 против 308), что не очень соотносится с общероссийскими цифрами, где «Пятерочка» количественно проигрывает «Магниту», но не настолько (7 тыс. против 9,5 тыс.). Поэтому активная экспансия в регионе понятна.

До 2015 года «X5 Retail Group» оставался в России ритейлером номером два не только по количеству точек, но и по росту прибыли. В кризисный год он стал лидером: прибыль выросла на 27,3% (804,1 млрд рублей), при этом именно «Пятерочка» как формат экономкласса показала рост и вовсе в 34%.

По данным РБК, вся тройка крупнейших продовольственных ритейлеров показала хороший рост. После «Магнита» и «X5 Retail Group» замыкает ее группа компаний «Дикси», но она работает, в основном, в центральных и северо-западных регионах России и в Башкирии не представлена.

«Байрам»: развитие без новых точек

Одной из крупнейших сетей в регионе является группа компаний «Батыр»: на рынке продовольствия она представлена 120 магазинами «Байрам» в формате «у дома» и четырьмя супермаркетами «Сабантуй» (также в группу входит сеть детских магазинов «Ежик»). Отчетность за 2015 год на официальном сайте группы компаний не раскрывается. Согласно данным ресурса kartoteka.ru, прибыли компании в 2014 году составила 50,8 млн рублей, выручка – 3,2 млрд рублей.

Начальник отдела рекламы и PR «Батыра» Юрий Окунев рассказал РБК-Уфа об особенностях конкуренции с федеральными сетями: «У них (федеральных сетей – прим.ред) хорошо развита система логистики, условия поставки товаров, маркетинговые акции, соответственно – хорошая цена на полке для покупателей. Но крупные региональные сети в целом неплохо себя чувствуют по соседству с ними». По словам господина Окунева, это объясняется отличием ассортимента: «Около 60% ассортимента в магазинах «Байрам» – это продукты местных производителей. Линейка их продукции с каждым годом расширяется, совместно с ними проводятся маркетинговые акции, направленные на популяризацию башкирского продукта». Группа компаний участвует в развитии зонтичного бренда «Продукт Башкортостана»: меры по его развитию вот уже три года принимает региональный госкомитет по торговле.

Церемонии открытия новых магазинов сети проходят в Уфе и городах Башкирии регулярно, однако, как стало известно РБК-Уфа, чаще всего речь идет о реконструкции уже существующих площадок. Магазины «Байрам» перепрофилируются в формат «Байрам-икмэк», предполагающий более высокий качественный уровень (помещение от 500 кв.м. и наличие собственного производства). На вопрос именно о новых площадках Юрий Окунев ответил, что такой магазин в прошлом году открыт всего один (в 2014 году – десять). «Основная проблема замедления открытия новых магазинов – это отсутствие готовых помещений с необходимой площадью и подъездными путями в Уфе. В данный момент в компании выработана стратегия собственного строительства помещений», – пояснил он. На 2016 год группа компаний планирует построить таким образом 4 – 5 объектов (из 14 заложенных в план магазинов: остальные будут созданы на базе уже существующих «Байрамов»).

Как собираются решать вопрос с помещениями федеральные сети, составившие планы экспансии в регион, не сообщается. Впрочем, для них это никогда не было проблемой. Только в 2015 году в соседних с Башкирией регионах «X5 Retail Group» поглотила две разорившиеся местные сети: «СосеДДушка» в Оренбургской области (95 магазинов) и «Добрыня» в Пермском крае (12 магазинов).

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 2 ноября
EUR ЦБ: 105,84 (+0,32)
Инвестиции, 01 ноя, 18:02
Курс доллара на 2 ноября
USD ЦБ: 97,44 (+0,42)
Инвестиции, 01 ноя, 18:02
Все новости Башкортостан
Почему в США и Европе теперь по-разному боятся инфляции — The EconomistPro, 08:56
Синоптики спрогнозировали похолодание в Башкирии в выходныеБашкортостан, 08:55 
Максимальный размер больничного увеличат до ₽6,8 тыс. в деньОбщество, 08:53
Демократы разработали план на случай, если Трамп объявит себя победителемПолитика, 08:47
ФНС начнет с особым рвением искать схемы дробления бизнеса: обзорPro, 08:40
К свету: как сделать так, чтобы всем хватало электричестваРБК и Россети, 08:33
Судейские скандалы в дерби ЦСКА и «Спартака»Спорт, 08:30
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Москве за день выпало больше половины месячной нормы осадковОбщество, 08:28
Стали известны цены на новые Macbook в РоссииТехнологии и медиа, 08:22
В Калужской области сбили два дронаПолитика, 08:03
Одна из богатейших женщин России осталась партнером Лисина во «ФрутоНяне»Бизнес, 08:00
Военная операция на Украине. ОнлайнПолитика, 08:00
Власти предложили разрешить учиться в автошколах дистанционноОбщество, 07:49
Вьетнам — самая быстрорастущая страна мира по количеству миллионеровРБК и РЭЦ, 07:32