Каждая пятая жалоба жителей Башкирии на коллекторов признана обоснованной
В Башкирии в 2023 году почти каждая пятая жалоба на действия коллекторов оказалась обоснованной. Всего жители республики за год направили в Главное управление Федеральной службы судебных приставов 1083 обращения из-за деятельности взыскателей долгов. Из них 203 жалобы, или 18,7%, признаны обоснованными. Об этом РБК Уфа сообщили в пресс-службе ведомства. При этом самих обращений стало меньше на 55, или на 5%.
Доля обоснованных жалоб на коллекторов с 2022 года увеличилась на 46%, или на 64 случая. Количество возбужденных административных дел выросло на 40,5%, с 168 в 2022 году до 236 — в 2023 году.
По 231 постановлению были назначены штрафы в размере 15,5 млн руб. Из них коллекторы оплатили 11,9 млн руб. Годом ранее коллекторы выплатили только 4,3 млн руб. штрафов.
По данным ГУ ФССП по республике, резко увеличилось количество нарушений при взыскании со стороны самих банков. Число административных дел с 2022 года выросло сразу в 4,4 раза.
«Увеличилось количество возбужденных дел в отношении кредитных учреждений — 84 (2022 год — 19) и в отношении лиц, незаконно осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, — 26 дел (2022 год — 2)», — сообщили РБК Уфа в ГУ ФССП.
Чаще всего люди жалуются на оказание психологического давления на должника или его близких, передачу конфиденциальной информации третьим лицам, запугивание, угрозы, постоянные звонки и СМС с требованием возврата задолженности. Характер обращений остается неизменным, отметили в службе судебных приставов.
В большинстве случаев приставы подтверждают такие нарушения со стороны коллекторов как психологическое давление, нарушение формы почтовых уведомлений и текстовых сообщений, превышение допустимой частоты телефонных звонков, взаимодействие с родными и знакомыми должника без его согласия. Кроме того, коллекторы часто вводят должников в заблуждение относительно последствий невыплаты кредитов.
Эксперт в сфере банкротства, гендиректор компании «Новый старт» Феликс Амаров в разговоре с РБК Уфа отметил, что рост числа обоснованных жалоб может быть связан с прошлогодним ужесточением закона, касающегося коллекторской деятельности. В июле 2023 года вступили в силу поправки в Уголовный кодекс, который устанавливают ответственность за незаконную деятельность по взысканию долгов.
«Начал работать закон. Люди его почитали, посмотрели, как надо взаимодействовать с коллекторами, судебными приставами. Люди научились фиксировать эти нарушения. Более того, должники стали чаще обращаться в различные юридические организации за помощью. Юристы, которые представляют их интересы, тоже грамотно фиксируют нарушения и готовят обращения. И наконец, сами судебные приставы научились с этим работать, отслеживать нарушения. Да и коллекторские службы нередко нарушают закон. Они еще не привыкли, что их контролируют, что надо как-то ограничивать свои действия, а не так, что он не дозвонился — и будет звонить до победного. Но когда он два-три раза нарушит и будет вынужден платить штрафы по 200 тыс. при сумме долга в 15 тыс., тогда он, конечно, начнет работать в правовом поле», — сказал Амаров.
Как сообщал РБК, увеличение количества обоснованных жалоб на коллекторов в 2023 году отмечается по всей стране. Федеральная служба судебных приставов за прошлый год признала обоснованными 6,88 тыс. жалоб россиян на коллекторов — это на 33,3% больше, чем годом ранее. Доля обращений, по которым факты нарушений со стороны взыскателей подтвердились, составила 19% от общего числа рассмотренных заявлений граждан (36,13 тыс.). Это максимальный уровень с 2019 года.