Башкирия фиксирует дисбаланс между доходами вузов от науки и образования
Между образовательной и научной составляющими в доходах вузов Башкирии существует дисбаланс, сообщила глава регионального Госкомитета по науке и высшему образованию Светлана Мустафина на заседании правительства. По ее словам, лишь единицы среди высших учебных заведений показывают успешную модель коммерциализации своих научных разработок.
В комитете считают, что для решения проблемы нужно активизировать сотрудничество вузов с промпредприятиями, в том числе через механизмы научно-образовательного центра. Это позволит как увеличить доходы вузов от научной деятельности, так и повысить их вклад в инновационное развитие региона.
По словам Светланы Мустафиной, совместная работа вузов, научных организаций и предприятий напрямую влияет на позиции Башкирии в рейтинге научно-технологического развития, формируемом на основе 51 показателя. Республика стабильно входит в десятку рейтинга, предварительный анализ данных за 2024 год также показывает положительные тенденции.
«При всем этом наш регион пока остается "спящим новатором" — научно-производственный потенциал используется не в полной мере из-за слабой кооперации между наукой и бизнесом», — говорит она.
Деятельность научных организаций в Башкирии представлена УФИЦ РАН, Институтом проблем сверхпластичности металлов РАН и Академией наук РБ. Учреждения относятся к институтам первой категории, что подчеркивает их роль как драйверов научно-технологического развития, но в то же время требует кооперации с бизнесом, добавила Мустафина. В деятельности научных организаций республики есть и проблемы, это высокий средний возраст ученых — около 67 лет — и слабый приток молодежи в работу академии, а также низкая доля внебюджетного финансирования — около 9%. Также отмечено отсутствие выстроенных отношений с индустриальными партнерами.
Премьер-министр Башкирии Андрей Назаров поручил госкомитету разработать систему мониторинга научно-технологического развития региона. По его словам, это необходимо, чтобы видеть, как вузы сотрудничают с предприятиями и как научные разработки переходят в прикладную плоскость.
«Для этого у нас есть база 17 вузов, среди которых и частные. Это потенциал свыше 105 тыс. студентов, из них порядка 7 тыс. — иностранных. Чистую науку представляют 14 обособленных институтов уфимского филиала Академии наук. Концентрация ученых со степенями кандидата и доктора наук в Башкортостане в три раза выше среднего по ПФО. Хотим сделать так, чтобы эта большая система работала как один слаженный механизм», — сказал премьер.
По словам Назарова, необходимо наладить крепкую связь научной сферы с предприятиями и научиться монетизировать свои научные разработки. Кроме того, важно «открыть шлюзы» для молодежи и активно включать в состав Академии наук молодых исследователей.
Директор Центра трансформации образования Школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская отмечает, что дисбаланс доходов от науки и образования характерен не только для большинства вузов в нашей стране, но и во всем мире.
«И это нормально, потому что большинство университетов в мире и в России в первую очередь создавались для функции образования. И только небольшая часть является подлинно исследовательскими или инновационными университетами. Тем не менее, высокий уровень доходов от научной деятельности позволяет университету быть финансово устойчивым, самостоятельным и реинвестировать в собственное развитие. Необходимо стремиться к тому, чтобы наращивать долю доходов от научной деятельности, но это не самоцель. Важно сделать так, чтобы наука в университете была ориентирована не только на производство нового теоретического знания, но и на прикладной результат — чтобы это знание было актуально и востребовано», — говорит эксперт.
По ее словам, формального взаимодействия, типа консорциумов и соглашений о сотрудничестве между вузами, исследовательскими центрами и индустриальными партнерами недостаточно. Нужно в первую очередь пересматривать подходы к исследовательской и разработческой деятельности, причем одновременно действовать в двух режимах: краткосрочном и долгосрочном. Сравнительно быстрый результат может дать переход на продуктовую логику, когда сама проблема должна ставиться из индустрии. Университеты, научные организации и индустриальные партнеры должны совместно формулировать долгосрочную повестку развития и прогнозировать вызовы и задачи, не имеющие пока решения, на десятилетия вперед.