БМК не хочет платить долг поставщику Пентагона из-за риска госизмены
АО «Белорецкий металлургический комбинат» (БМК) потребовало освободить его от уплаты долга перед шведской компанией Hyperion Materials & Technologies. Башкирский производитель задолжал поставщику из Европы более 44 млн руб. Но сейчас БМК утверждает, что не может погасить долг по политическим соображениям. В связи с этим компания обратилась в Арбитражный суд Башкирии с требованием отложить исполнение решения третейского суда или полностью аннулировать долг.
Дело в том, что Hyperion, по версии БМК, является поставщиком Минобороны США. В частности, шведская группа компаний снабжает комплектующими производителей танков Abrams. Любое перечисление средств этой коммерческой структуре в условиях СВО может расцениваться как угроза национальной безопасности и государственная измена, полагают в белорецкой компании.
«В адрес АО “БМК” поступила информация о том, что компания Hyperion Materials & Technologies (Sweden) и компании, входящие в ее группу, являются производителями и поставщиками компонентов и деталей для боевых самолетов США, крылатых ракет, ядерного оружия, танков Abrams. Входящая в группу компания GLE Precision является изготовителем и поставщиком гироскопических прецизионных штифтов, которые используются в широком спектре оборонных приложений. Направляющие штифты являются комплектующими в современных межконтинентальных баллистических ракетах, ядерных ракетах», — говорится в определении суда.
Ответчик считает, что, если он выплатит долг шведской компании, это может стать нарушением сразу нескольких статей УК РФ — о госизмене, финансировании деятельности, направленной против России, организации незаконного вооруженного формирования или участии в нем.
Позицию БМК поддержала прокуратура республики. В ведомстве полагают, что выплату долга Hyperion нужно как минимум отложить, а лучше отменить вовсе, «поскольку такие действия по финансированию деятельности иностранной компании, направленной против РФ, в период проведения специальной военной операции на территории Украины создают угрозу безопасности РФ».
Наличие долга БМК перед Hyperion в 2022 году подтвердил Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате России. Поскольку башкирская компания не хотела исполнять решение МКАС добровольно, шведский контрагент обратился за выдачей исполнительного листа в Арбитражный суд Башкирии. Исполнительный лист был выдан. БМК же добивается, чтобы дело было пересмотрено «по вновь открывшимся обстоятельствам». В компании утверждают, что «российское процессуальное законодательство не учитывает таких ситуаций», что это «является пробелом в процессуальном регулировании», а единственным инструментом, «способным предотвратить совершение такого преступления», якобы является пересмотр судебного акта. Иными словами, компания добивается, чтобы ее долг списали решением суда.
Однако в Арбитраже с такой позицией не согласились. Суд резонно указал на то, что ни БМК, ни прокуратура не доказали свои догадки о сотрудничестве между Hyperion и Пентагоном.
«Доводы заявителей о том, что Hyperion Materials & Technologies является производителем продукции, которая потенциально может использоваться предприятиями оборонно-промышленного комплекса иных стран, не подтверждены суду документально. Заявители не представляют относимые и допустимые доказательства того, что какие-либо товары, производимые именно компанией заявителя по делу, используются в какой-либо военной продукции», — говорится в определении суда.
Более того, БМК после решения Международного арбитражного суда в 2022 году уже погасил часть задолженности перед Hyperion, и тогда никаких противоречий с интересами государства у компании не возникало. Поэтому исполнение решения полностью «не может иметь последствий в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства», говорится в решении.
На этом основании Арбитраж отказал в пересмотре дела. Белорецкий комбинат должен будет выплатить долг, несмотря на опасения. Стороны еще могут обжаловать постановление. РБК Уфа направил запрос в Белорецкий металлургический комбинат.
Руководитель практики «Санкционное право и комплаенс» адвокатского бюро КИАП Денис Примаков сообщил РБК Уфа, что исполнение решения суда об оплате долга — единственный юридически правильный выход в этой ситуации.
«Шведская компания должна платить налоги. Оплата налогов не считается помощью государству, а считается специальными выплатами, необходимыми для функционирования компаний. Такие пояснения есть в США, ЕС и других юрисдикциях как пример исключения из санкций. В данном кейсе даже нет прямой связи между бюджетом Швеции и США, поэтому опасения компании непонятны», — сказал Примаков.
Адвокат, партнер коллегии адвокатов «Смоленка, 33» Елена Менде считает, что с точки зрения буквального применения правовых норм решение суда абсолютно верное. По словам юриста, российские суды «крайне аккуратно» подходят к вопросам применения санкций в отличие, например, от британских судов. Поэтому расширительного толкования майского указа президента 2022 года (№ 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций») ожидать не приходится, уверена эксперт.
«Список подсанкционных лиц, исполнение обязательств перед которыми запрещается в качестве ответной экономической меры, установлен постановлением правительства РФ № 851 от 11 мая 2022 года. Строго говоря, до тех пор, пока соответствующее иностранное лицо не будет внесено в этот список, у судов нет формальных оснований препятствовать взысканию денежных средств в их пользу или отказывать в принудительном исполнении решений, вынесенных международным коммерческим арбитражем. Прокуратура также не имеет полномочий изменения или произвольного расширения указанного списка», — сказала Менде.
Юрист также указывает, что тем же постановлением № 851 определен уполномоченный орган, который отвечает за список подсанкционных зарубежных лиц. Это Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству. Именно в это ведомство БМК и прокуратура должны были обращаться, чтобы узнать, можно ли вести дела с Hyperion, поясняет эксперт.
Адвокат коллегии адвокатов Pen & Paper Павел Лисавин подтверждает, что у компании нет правовых оснований для освобождения от уплаты задолженности. Обязанность оплатить задолженность возникла у комбината по гражданско-правовому обязательству. Гражданское законодательство, основным принципом которого является неукоснительное исполнение своих обязанностей, не предусматривает оснований для прекращения обязанности из-за политических событий, говорит юрист.
«Позиция комбината не основана на законе, а продиктована желанием компании освободиться от уплаты задолженности не с использованием предусмотренных законом процедур, а с использованием внешней общественной конъюнктуры. Оплата задолженности по договору, обязательства из которого к тому же возникли до наступления военных событий в Украине, не может рассматриваться в качестве государственной измены либо финансирования деятельности, направленной против интересов России, поскольку произведенная комбинатом оплата будет совершена в счет исполнения возникшей у нее задолженности, а не будет являться целенаправленным финансированием компании, которая может нарушать российские национальные интересы. Действительных негативных последствий в виде уголовного наказания или иных санкций со стороны государства после уплаты комбинатом задолженности не прослеживается, так как оплата долга не образует состава правонарушения», — говорит Лисавин.
Единственный риск в данной ситуации — это репутационные убытки компании, считает адвокат.
Hyperion Materials & Technologies — шведская компания, производящая комплектующие и материалы для аэрокосмической, автомобильной, электронной, добывающей промышленности и других отраслей. Предприятие разрабатывает и выпускает изделия из карбида вольфрама, цементированного карбида, искусственных алмазов, эльбора и других перспективных материалов.
АО «Белорецкий металлургический комбинат» — крупнейшее предприятие черной металлургии в Башкирии, один из основных производителей метизов в России. Основной продукцией завода являются катанка и стальная проволока, лента, гвозди. Комбинат является единственным предприятием России, где выпускается микропроволока диаметром до 0,009 мм. Основным акционером компании является ПАО «Мечел» (подконтрольно семье Игоря Зюзина), которому принадлежат 91,45% акций. По итогам 2021 года выручка БМК составила 35,4 млрд, а чистая прибыль — 3,2 млрд руб.