Агидель могут включить в план строительства АЭС до 2042 года

Проект Башкирской атомной электростанции (АЭС) в Агидели могут включить в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики на период до 2042 года. Об этом сообщили на заседании правительства республики, на котором обсуждали направления развития электроэнергетики региона.
«Работа по проекту Башкирской атомной электростанции в Агидели. Планируем совместно с “Росатомом” включить проект нашей будущей АЭС в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики на период до 2042 года», — сказал премьер-министр правительства Андрей Назаров по итогам заседания.
Кроме того, до 2028 года в федеральную Схему и программу развития электроэнергетических систем России власти республики хотят включить строительство новых подстанций на 110 киловольт в Стерлитамаке, уфимских районах Затон и Кузнецовский затон. В Зауралье планируется построить подстанцию на 500 киловольт. Также власти намерены консолидировать «в системообразующую территориальную сетевую организацию» государственные, муниципальные и бесхозные сети.
Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики в России до 2042 была утверждена правительством РФ в декабре 2024 года. Согласно документу, за 17 лет новые АЭС планируется построить в Ростовской, Свердловской, Челябинской, Томской областях, в Приморском, Красноярском и Хабаровском краях, в Чукотском АО, Республике Саха (Якутия). За это время общая мощность всех электростанций страны должна будет достигнуть 299,345 млн киловатт. При этом планируется увеличение доли атомных электростанций в структуре установленной мощности с 11,7% в 2023 году до 15,7% в 2042 году, а в структуре производства электроэнергии — с 18,9% в 2023 году до 24% в 2042 году.
Сейчас в Башкирии нет дефицита электроэнергии, но атомная электростанция могла бы стать «стратегическим резервом» региона и снизить зависимость от углеводородов, сообщил РБК Уфа генеральный директор национальной юридической компании «Митра», член совета Международной ассоциации юристов и консультантов Юрий Мирзоев.
«Важно понимать, что даже при медленном росте промышленности в долгосрочной перспективе возможен дефицит энергии, особенно при появлении новых предприятий. Многие теплоэлектростанции, построенные в советское время, требуют реконструкции оборудования и являются источником вредных выбросов. Если Башкортостан планирует развитие промышленности, АЭС — логичный выбор», — сказал Мирзоев.
Говоря о рисках, эксперт напоминает, что первый проект строительства АЭС был свернут именно из-за протестов «зеленых» после Чернобыльской катастрофы. Сейчас риски недовольства населения остаются, полагает юрист. Кроме того, республика не сможет самостоятельно профинансировать строительство объекта, для этого нужно привлекать федеральные средства. Что касается экологических рисков, то в современных АЭС они минимальны, говорит спикер.
Управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров отмечает, что дефицит электрогенерации в республике все же есть. С 2011 года Башкирия превратилась с энергоизбыточного в энергодефицитный регион, где потребление уже на 12,6% превышает производство.
«Экологические аргументы в пользу АЭС включают снижение выбросов: действующие АЭС России ежегодно предотвращают эмиссию 210 млн тонн углекислого газа, тогда как ТЭС Башкирии ответственны за 27% промышленных выбросов, включая 42% диоксида серы. Однако риски требуют жесткого контроля: хотя при штатной работе АЭС добавляет лишь 0,5–3% к радиационному фону, необходимо перепроверить сейсмическую безопасность площадки в Агидели, особенно после изменений нормативов после Фукусимы. Альтернативы (солнечные и ветровые станции) пока неконкурентоспособны — их вклад менее 1%, а малые ГЭС сталкиваются с проблемой обмеления рек», — говорит Жаров.
Важна и социальная составляющая. Город Агидель с его 15-тысячным населением остается монопрофильным, он сохранил инфраструктуру и кадровый потенциал. Поэтому решение вопроса строительства АЭС не терпит отлагательств, считает эксперт.
Строительство Башкирской АЭС на северо-западе республики на реке Белой началось в 1980 году. Город Агидель строился параллельно для обслуживания электростанции. В 1990 году стройка была остановлена под давлением Госкомитета СССР по охране природы. Верховный совет Башкирии тогда принял постановление о запрете строительства АЭС на территории республики. К моменту заморозки проект был в высокой степени готовности.
В 1998 году Госсобрание Башкирии отменило запрет на строительство атомных электростанций. Снова о проекте Башкирской АЭС заговорили в начале 2000-х, когда «Росэнергоатом» договорился с руководством республики о возобновлении строительства станции. В 2002 году Минатом России и Кабинет министров РБ подписали соглашение о сотрудничестве и декларацию о намерениях по строительству АЭС.
В настоящее время территория недостроенной станции законсервирована, часть площадей сдается коммерческим организациям.