«Башкиравтодор» оштрафовали на 15 млн по контрактам на содержание дорог
18-й арбитражный апелляционный суд в Челябинске оставил в силе июньское решение Арбитража Башкирии по иску регионального Управления дорожного хозяйства к АО «Башкиравтодор». Ведомство взыскало с подрядчика 15 млн руб.
Управление подало иск к компании в сентябре 2022 года, размер исковых требований составлял 53,3 млн руб. Эту сумму учреждение планировало взыскать с подрядчика в качестве штрафа за нарушения обязательств по 15 госконтрактам на содержание дорог, заключенным в 2018 году на общую сумму 1,06 млрд.
По условиям договоров, подрядчик должен был привлекать к работам субподрядчиков из числа субъектов МСП или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15% от цены контракта. В договоре было прописано, что за неисполнение этого условия подрядчик выплачивает штраф. Истец указал, что «Башкиравтодор» передал субподрядчикам работы в объеме от 0,12% до 10%, а по одному контракту и вовсе не нанял соисполнителей. Управление подсчитало, что компания должна выплатить штраф в размере 5% от стоимости всех контактов — 53,3 млн руб. Добровольно выплачивать штраф компания отказалась.
«Башкиравтодор» заявлял, что выполнил обязательства по привлечению субподрядчиков, но суд отклонил его доводы и указал, что компании по договорам, предоставленным ответчиком, не являются субъектами МСП, а выполненные ими работы к контрактам отношения не имеют. Арбитраж решил снизить размер штрафа для подрядчика до 15 млн руб.
«Руководствуясь принципами добросовестности, разумности и справедливости и необходимости соблюдения баланса интересов сторон, суд пришел к выводу о наличии оснований для снижения размера штрафной неустойки до 15 млн руб. (по 1 млн руб. за каждый контракт), признав указанную сумму достаточной для обеспечения восстановления нарушенных прав истца», — говорится в решении суда.
Апелляционная инстанция не нашла оснований для переоценки выводов Арбитража и перерасчета суммы взыскания.
Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин в разговоре с РБК Уфа отметил, что «Башкиравтодор» подписал договор, в котором черным по белому было указано обязательство исполнителя привлечь подрядчиков из числа малого и среднего бизнеса и социально ориентированных НКО в объеме не менее 15% от цены контракта. Не исполнив этот пункт, компания пошла на нарушение договорных отношений, полагает юрист.
«Как видно, достаточных доказательств того, что к работам по контрактам действительно были привлечены субъекты малого и среднего бизнеса, “Башкиравтодор” суду представить не смог, поэтому суд вполне ожидаемо поддержал позицию истца. Гипотетически, если “Башкиравтодор” сможет все-таки найти некие новые доказательства, подтверждающие то, что условия договора выполнены в полной мере, ход спора может и переломиться в его сторону. Но, учитывая, что решение уже устояло в апелляции, а новых доказательств так и не появилось, это маловероятный сценарий», — сказал Федюкин.
Зарегистрированное в 2010 году АО «Башкиравтодор» является крупнейшим дорожно-строительным подрядчиком республики. Оно находится в собственности региона. Компания обслуживает 24 тысячи километров дорог и 1,6 тысячи километров мостов и путепроводов. Убытки АО «Башкиравтодор» в первом полугодии 2023 года составили 191 млн руб. Это в два раза меньше, чем за аналогичный период 2022 года. Выручка предприятия при этом увеличилась на 20% и составила 4,13 млрд руб.