УФАС по Башкирии назначило штраф за рекламу «Снежной Королевы»
Управление Федеральной антимонопольной службы по Башкирии признало компанию «СК Трейд» из города Химки Московской области нарушившей законодательство о рекламе при рассылке рекламы интернет-магазина «Снежная Королева». Ведомство назначило компании административный штраф в размере 150 тыс. руб. В случае оплаты штрафа в течение 20 дней нарушитель может оплатить половину суммы.
Антимонопольная служба в ноябре рассматривала два похожих дела. По данным РБК Уфа, они были возбуждены по обращениям одного заявителя из Башкирии. По первому делу компании вынесли предупреждение, поэтому по второму нарушению фирма получила штраф.
Заявитель указывал, что в течение нескольких месяцев получал рекламные рассылки на свою электронную почту. Компания отмечала, что согласие на направление рекламы пользователю было получено при его регистрации на сайте «Снежной Королевы». УФАС указало, что завершение регистрации на сайте компании возможно лишь при условии принятия всех документов «СК Трейд», процедура не предусматривает возможность отказа от согласия на получение рекламных сообщений. Эти доводы компания не оспаривала.
Антимонопольная служба отметила, что такой порядок не позволяет сделать вывод о наличии факта дачи согласия абонентом на получение рекламы.
«Положение закона о рекламе относительно обязанности рекламораспространителя предварительно получить согласие абонента на распространение ему рекламных материалов в первую очередь направлено на защиту абонентов от получения нежелательной рекламы. Поэтому включение обязательного условия о даче согласия на рекламу в рамках принятия политики конфиденциальности (либо иных документов в рамках обработки персональных данных), без возможности предварительного отказа, противоречит принципу добровольности, на котором строятся гражданские правоотношения», — указывает УФАС.
Административная ответственность по части 4.1 статьи 14.3 КоАП РФ для юрлиц определена штрафом в размере от 300 тыс. до 1 млн руб. Компания просила ведомство снизить размер штрафа. УФАС решило назначить фирме штраф вдвое ниже низшего предела.
ООО «СК Трейд» зарегистрировано в Химках в мае 2005 года. Учредителям выступают Вугар Исаев и московская компания «Снежная Королева ТМ». По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, в 2023 году выручка компании составила 30 млрд руб., чистая прибыль — 2,6 млрд руб.
Адвокат юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле отметил, что антимонопольная служба регулярно рассматривает подобные дела, и в последние годы наблюдается тенденция к более строгому контролю за соблюдением требований закона о рекламе в digital-среде.
«Выводы УФАС более чем обоснованны. Ключевой момент здесь — принцип добровольности согласия на получение рекламной рассылки. Существующая на сайте магазина система регистрации фактически принуждает пользователя к даче согласия на получение рекламы, что противоречит базовым принципам гражданского законодательства и закона о рекламе. Согласие должно быть осознанным и добровольным, а пользователь должен иметь реальную возможность отказаться от получения рекламных материалов, сохранив при этом возможность пользоваться основными услугами сервиса. Что касается перспектив оспаривания штрафа, они представляются довольно низкими», — говорит эксперт.
Юрист Nasonov Pirogov Дмитрий Андрюнин отметил, что применение штрафов к компаниям, как в случае с «СК Трейд», является распространенной мерой наказания за нарушение прав граждан на защиту от нежелательной рекламы. Законодатель в несколько раз увеличил санкцию в виде штрафа по ч. 4.1 ст. 14.3 КоАП РФ в апреле 2024 года. Незаконным считается распространение рекламных материалов без согласия абонента любым способом: по электронной почте, звонком, смс-сообщением.
«УФАС обоснованно сослалось на нормы закона о рекламе, который регулирует процесс обязательного получения согласия абонента на получение рекламных сообщений. Отсутствие возможности отказаться от рекламной рассылки при регистрации на сайте является нарушением, что подтверждается многочисленной судебной практикой. Штраф в 150 тыс. руб. уже снижен УФАС, «СК Трейд» может попытаться оспорить его в суде. При этом суд будет учитывать, была ли возможность пользоваться необходимым потребителю функционалом без регистрации на сайте, была ли предоставлена возможность отказаться от рассылки прямо в рекламном сообщении, а также иные доказательства, предоставленные сторонами по делу», — говорит он.