Власти Иглинского района не смогли забрать землю у фирмы сына экс-главы
Администрация Иглинского района Башкирии не смогла добиться отмены договора купли-продажи земельного участка в Акбердинском сельсовете. Земля площадью 84 гектара перешла в собственность «Рустал-Недвижимость» Рустяма Исхакова, сына бывшего главы района Ришата Исхакова. Суды трех инстанций признали, что сделка была оформлена законно. Последнее по времени решение принял Арбитражный суд Уральского округа.
Как следует из материалов дела, в 2004 году Акбердинский сельсовет передал земельный участок в аренду конно-спортивно-охотничьему хозяйству «Ташлы», подконтрольному Ришату Исхакову. Земля включает в себя пашни, сенокосы и пастбища. В 2017 году «Ташлы» передало право аренды компании «Рустал-Недвижимость» (впоследствии переименована в «Управляющую компанию “Рустал”»). В том же году администрация Иглинского района заключила договор купли-продажи этой земли — участок достался фирме Исхакова-младшего по цене меньше 2,8 млн рублей.
В 2018 году сделкой заинтересовались правоохранительные органы. Прокуратура после жалобы местных жителей на то, что им негде пасти скот, предписала администрации проверить обстоятельства продажи сельхозугодий компании Исхакова и расторгнуть договор. В связи с этим в июне 2021 года администрация Иглинского района подала в суд.
В суде истец указал на то, что договор купли-продажи земли мог быть заключен с нарушением земельного законодательства. В частности, по данным администрации, «Рустал» пользовался участком менее трех лет, что не позволяет выкупить его без конкурса. Кроме того, муниципалитет заявил, что не знал о переходе земельного участка в частную собственность до обращения граждан и прокуратуры — якобы договор заключался непосредственно начальником комитета по управлению муниципальной собственностью Виталием Карповым, которого в 2021 году судили за превышение полномочий и приговорили к 3,5 года лишения свободы в колонии-поселении. Поводом для уголовного дела стали как раз махинации с муниципальными и государственными землями.
Однако суды отказали в удовлетворении иска администрации в связи с истечением срока давности. Договор купли-продажи был заключен в 2017 году, а администрация обратилась с иском только в 2021 году, то есть пропустив трехлетний срок. Кроме того, в суде было установлено, что чиновники не могли не знать о заключенном договоре, поскольку документ был подписан главой администрации.
Член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова сообщила РБК Уфа, что выводы судов обоснованы, а решения соответствуют закону.
«Суд первой инстанции обоснованно установил, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется. Истцу было известно о заключении договора купли-продажи земельного участка еще в 2018 году. В свою очередь, при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам. При этом суд не обязан рассматривать спор по существу и устанавливать фактические обстоятельства дела, которые относятся к существу спора», — сказала Спиридонова.
Адвокат, соучредитель юридической компании a.t.Legal Николай Титов тоже признает, что у судов было достаточно оснований для отклонения требований администрации. В то же время юрист указывает и на процессуальные недочеты в решениях, которые могут повлечь отмену всех вынесенных судебных актов Верховным судом РФ. В частности, земельный участок был продан управляющей компании «Рустал» по явно заниженной цене.
«Например, судами по делу достоверно установлено, что спорный участок не мог быть продан ответчику без торгов, поскольку между переводом на ответчика прав и обязанностей по договору аренды и датой заключения договора купли-продажи прошло чуть более двух лет. При этом применимая в споре редакция статьи 39.3 Земельного кодекса РФ допускала продажу без торгов лишь по истечении трех лет с момента передачи прав. Судам не могло не стать очевидным, что отчуждение участка без проведения торгов привело к занижению его цены (его удивительно низкая стоимость с учетом немалой площади очевидна любому), поскольку действительная рыночная стоимость подлежала установлению на торгах, специально для этих цели предусмотренных», — говорит Титов.
Эксперт также считает, что при продаже спорного участка были нарушены нормы антимонопольного законодательства.
Управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров отметил, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
«Важно отметить, что суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам. При этом суд не обязан рассматривать спор по существу и устанавливать фактические обстоятельства дела, которые относятся к существу спора», — сказал Жаров.
Как сообщал РБК Уфа, в ситуацию с приватизацией земель сельхозназначения семьей бывшего главы Иглинского района вмешался глава республики Радий Хабиров. В январе 2022 года он призвал проверить обстоятельства перехода обширных площадей близ Уфы под контроль семьи Ришата Исхакова. По словам главы региона, предоставление экс-чиновнику такого объема земель является «абсолютно недопустимым».
Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе ВКонтакте.