Ильдара Юланова просят привлечь к ответу по долгам «Башкиравтодора»
Уфимская компания «Схолхимпром» просит солидарно привлечь контролирующих компанию «Башкиравтодор» лиц к субсидиарной ответственности — ее генерального директора Ильдара Юланова, и. о. гендиректора компании Александра Ликомаскина, занимавшего этот пост с декабря 2023 года по март 2024 года Ильгиза Усманова и мажоритарного акционера — Минземимущество Башкирии. О поступлении заявления сообщил временный управляющий должника Александр Путинцев.
По мнению «Сколхимпрома», контролирующие должника лица не только не обратились в суд с заявлением о признании «Башкиравтодора» банкротом, но и не приняли меры по предотвращению банкротства и погашению требований кредиторов. Работа предприятия была продолжена, из-за чего возникли новые обязательства.
Заявитель указывает, что осенью 2023 года компания обратилась в ФНС за рассрочкой на 36 месяцев по уплате долгов на 1,6 млрд руб., налоговая удовлетворила требования. По мнению «Сколхимпрома», уже тогда были признаки неплатёжеспособности «Башкиравтодора», и Минземимущество должно было созвать собрание акционеров для решения вопроса об обращении в суд с заявлением о банкротстве должника.
«Факт наличия задолженности перед ФНС в общей сумме 1,6 млрд руб., которую должник не мог погасить в установленный срок, а также обращение должника в ФНС с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате задолженности свидетельствуют о том, что должник на момент обращения с таким заявлением не имел возможности рассчитаться в полном объеме со своими кредиторами, и удовлетворение требований одного кредитора приводило к невозможности удовлетворения требований других кредиторов», — говорится в заявлении.
Заявитель также указывает, что действующий и. о. гендиректора «Башкиравтодора» уклоняется от обязанности по передаче бухгалтерской и другой документации компании временному управляющему, поэтому также должен быть привлечен к субсидиарной ответственности.
«Сколхимпром» указывает, что размер требований кредиторов, включенных в реестр требований на 5 сентября, составляет 472,9 млн руб., размер заявленных требований превышает 8,5 млрд руб., но не все они рассмотрены, поэтому определить размер субсидиарной ответственности сейчас невозможно.
В АО «Башкиравтодор» ввели процедуру банкротства в мае 2024 года. Соответствующее постановление вынес Арбитражный суд Башкирии по заявлению екатеринбургской компании «РВ-Тариф». «Сколхимпром» вступил в дело о банкротстве подрядчика в марте 2024 года.
Юрист Forward Legal Денис Хайруллин отметил, что «Сколхимпром» связывает момент объективного банкротства с датой получения рассрочки от ФНС на три года. При этом руководители вправе доказать, что у них был финансовый план по выходу из кризиса, а наличие долга перед одним кредитором еще не говорит об объективном банкротстве.
«Наличие решения ФНС о рассрочке является аргументом в пользу того, что финансовый план был. Для определения конкретной даты объективного банкротства нужны дополнительные документы банкрота, не исключаю, что для разрешения спора потребуется финансово-экономическая экспертиза. Также кредитор указывает, что последний руководитель банкрота не передал документы и сведения в пользу временного управляющего. Этот довод обоснован тем, что управляющий обратился в суд с заявлением об истребовании документов. Суд это заявление еще не рассмотрел, заседание отложено на 13 ноября 2024. Поэтому сейчас говорить о непередаче документов преждевременно», — говорит Хайруллин.
По его словам, кредитор сам недавно включился в реестр требований и вправе уточнить свое заявление, например, если по ходу рассмотрения дела станет известно о дополнительных основаниях для привлечения лиц к субсидиарной ответственности.
Партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин считает, что в целом требования о привлечении к субсидиарной ответственности в данном случае выглядят обоснованными.
«Привлекать будут всех руководителей, которые знали о плачевном состоянии компании, но вместо банкротства продолжили плодить долги. Особенностью такого процесса является то, что размер ответственности ограничен новыми долгами, которые были созданы после возникновения признаков банкротства. Поэтому в данной ситуации могут сразу и определить лиц, подлежащих привлечению, и установить сумму. Обычно же привлечение идет в два этапа — сначала устанавливают виновных лиц, а потом, после распределения конкурсной массы и определения недостающей суммы, определяют ответственность каждого привлеченного», — сказал Клеточкин.
Как сообщал РБК Уфа, в мае «Башкиравтодор» подписал мировое соглашение с уфимской компанией «Сколхимпром» о поэтапном погашении задолженности в размере 1 млрд руб.
В конце августа стало известно, что Башкирия намерена приватизировать свою долю в уставном капитале АО «Башкиравтодор». Соответствующие изменения внесли в прогнозный план приватизации госимущества республики на 2024-2026 годы.
В октябре 2024 года прокуратура Башкирии утвердила обвинение по делу о хищении более 150 млн руб. при реконструкции и ремонте дорог. Фигуранты дела — генеральный директор АО «Башкиравтодор» Ильдар Юланов, бывший генеральный директор компании «Киви» Ирек Шарипов, его зам Ришат Самматов и бывший главный инженер компании «Баштранслогистик» Ринат Мардисламов.