УФАС потребовало запретить МУПам Башкирии работать на конкурентном рынке
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Башкирии потребовало от районных и городских властей запретить муниципальным унитарным предприятиям (МУП) работать на конкурентных рынках. Ведомство с 22 по 26 августа выдало 19 предупреждений администрациям.
УФАС требует от муниципалитетов в срок до 1 октября исключить из видов деятельности МУП те из них, что относятся к конкурентным рынкам. В частности, муниципальным предприятиям требуют запретить заниматься строительством зданий и сооружений, местных линий связи и электропередачи, уборкой улиц и дворов, организацией похорон и связанных с ними услуг, оказывать услуги по инженерному изысканию, строить дороги, производить изделия из древесины, камня, бетона и т. д.
Антимонопольная служба ссылается на положение федерального закона «О защите конкуренции». В нем говорится, что «не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках, находящихся в состоянии конкуренции» за редкими исключениями, такими как работа с радиоактивными материалами, в условиях Крайнего Севера, деятельность естественных монополий или работа для нужд безопасности и правопорядка.
Предупреждения получили администрации городов Агидели, Стерлитамака, Ишимбая, Салавата, Межгорье, Бурзянского, Аскинского, Гафурийского, Альшеевского, Шаранского и других районов республики.
Антимонопольные органы давно присматриваются к работе ГУПов и МУПов, сообщил РБК Уфа руководитель практики TMT и антимонопольного регулирования юридической фирмы «Томашевская и партнеры» Вадим Кузьмин. Так, по инициативе ФАС России были внесены изменения в закон о защите конкуренции и в закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, согласно которым созданные до января 2020 года юрлица подлежат ликвидации или реорганизации до 2025 года.
«При этом после 2020 года запрещается создание унитарных предприятий с деятельностью на конкурентных рынках за исключением прямо предусмотренных законом видов деятельности. В случае нарушения указанных требований унитарные предприятия подлежат ликвидации по иску антимонопольного органа. Таким образом, если предприятия, в отношении которых выданы предупреждения, зарегистрированы до 2020 года, то УФАС немного поторопился с требованиями. Если же унитарные предприятия были созданы уже после 2020 года или после этой даты были расширены виды деятельности до конкурентных, использование института предупреждения в таком случае довольно спорно», — говорит Кузьмин.
Адвокат Kulik&Partners Law.Economics Дмитрий Павловский говорит, что спор на эту тему рассматривался в Конституционном суде России. И он пришел к выводу, что претензии ФАС могут быть обоснованными, только если действия субъекта контроля повлекли недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо угрозу наступления таких последствий на конкретном товарном рынке, находящемся в условиях конкуренции, а также нарушение прав и законных интересов участников такого товарного рынка.
«Важно учитывать, что предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не самого факта, и его неисполнение служит лишь поводом для возбуждения дела. Учитывая выводы Конституционного суда, требования территориального управления выглядят как выход за пределы полномочий, так как антимонопольный орган пытается без достаточного на то основания (и признаков нарушений) ограничивать полномочия субъектов контроля по принятию решение в переделах ведения последних. С учетом судебной практики признание незаконными выданных предупреждений в судебном порядке имеет хорошие перспективы», — сказал Павловский.
Как сообщал РБК Уфа, ранее антимонопольная служба боролась с отдельными нарушениями в деятельности муниципальных предприятий и учреждений. В частности, ведомство добивалось прекращения муниципальной монополии на рынке похоронных услуг в Уфе и Кумертау.