В Башкирии пчеловодам заплатят 17 млн рублей за массовую гибель пчел
Министерство сельского хозяйства Башкирии направит компенсации хозяйствам, в которых весной 2021 года из-за химической обработки лесов против непарного шелкопряда погибли пчелы. Документ о распределении средств опубликован на официальном сайте ведомства.
Всего между пчеловодами будет распределено 16,9 млн рублей. Выплаты направят 61 предпринимателю, подавшему заявку на их получение. Максимальный размер компенсации составляет 1,3 млн рублей, минимальный — 25,5 тыс.
Как сообщал РБК Уфа, с 12 мая в пяти районах республики — Баймакском, Зианчуринском, Зилаирском, Кугарчинском и Хайбуллинском — из-за распространения непарного шелкопряда был введен режим ЧС. Чтобы спасти деревья от вредителя, леса обрабатывали инсектицидами. В результате о массовой гибели пчел заявили 60 хозяйств и частных пчеловодов в Кугарчинском, Хайбуллинском и Мелеузовском районах. Инцидент расследовал Россельхознадзор, факты проверяла также республиканская прокуратура. В сентябре правительство Башкирии утвердило порядок выплаты компенсаций ущерба от массовой гибели пчел, произошедшей во время химической обработки лесов и полей. Тогда сообщалось, что размеры компенсаций будут индивидуальными, их суммы рассчитают исходя из количества погибших и пострадавших пчелосемей. Стоимость одной пчелосемьи оценили в 5 тыс. рублей.
Председатель председатель региональной общественной организации «Пчеловоды Башкирии» Иван Вавилов в разговоре с РБК Уфа сообщил, что компенсации за гибель пчел республика выделила впервые. Он отметил, что сельскохозяйственные насекомые страдали от инсектицидов и ранее, однако в этом году гибель пчел носила массовый характер.
«Это только компенсация. Естественно, что нанесенный ущерб в разы больше. Если отрава попала в улей, пчеловод лишается не только пчелы, потому что она гибнет, но и всего, что в улье: это и соторамки, и инвентарь надо дезинфицировать, и прочее и прочее — манипуляций много. 5 тысяч рублей не компенсируют полностью даже ущерб от гибели пчелосемьи. Но согласно законодательству, компенсировать вред может только причинивший его. Для того чтобы подать иски в суд, нужна доказательная база, которую многие пчеловоды не могут собрать из-за отсутствия в России аккредитованных лабораторий, имеющих право составить такие документы, методик, оборудования и персонала», — прокомментировал он.
По данным Ивана Вавилова, заявки на получение компенсаций подавали не все пострадавшие хозяйства: некоторые не захотели оплачивать экспертизу, ряд пчеловодов, где пчелосемей не так много, предпочли не заявлять об ущербе.