Маргарита Болычева озвучила прогноз по росту внешней торговли Башкирии
Внешнеторговая деятельность Башкирии по итогам года должна вырасти почти на 8%: регион уже несколько лет усиливает работу на международных рынках, расширяя ассортимент поставляемой продукции. Предприниматели осваивают крупнейшие мировые маркетплейсы, сокращая путь до зарубежных покупателей. О том, как будет развиваться экспортная деятельность республики в следующем году и каких прогнозов придерживаются власти, в эфире телеканала РБК Уфа рассказала министр внешнеэкономических связей и конгрессной деятельности РБ Маргарита Болычева.
— С какими результатами экспортная сфера Башкирии завершает уходящий год? С какими странами лучше всего удается выстраивать сотрудничество?
— В последние несколько лет наши предприниматели ушли от экспорта в недружественные страны и вышли на новые направления, наладили сотрудничество с теми государствами, которые готовы активно сотрудничать с Россией. По итогам девяти месяцев товарооборот республики вырос почти на 6%. В экспортном сегменте рост составил порядка 4%, в импорте — более 12%. Это говорит о том, что мы активно замещаем те страны, в которых ранее покупали комплектующие для наших производств.
Сегодня мы фиксируем новый топ стран, с которыми сотрудничаем активнее всего. Спрос на наши товары вырос в Турции, Казахстане, Индии, Беларуси, Узбекистане, Киргизии. Продолжаются поставки в ряд недружественных стран, которые не могут отказаться от наших товаров. Кроме того, наращиваем сотрудничество с Объединенными Арабскими Эмиратами, где в этом году в техническом режиме открылось представительство Башкирии.
Усиливаем сотрудничество с Китайской Народной Республикой. Буквально на днях к нам приезжали делегаты от крупной китайской корпорации, они готовы локализовать часть производства в Башкирии и в дальнейшем заниматься экспортом этих товаров. Добавлю, что сегодня Китай лидирует по товарообороту с нашей республикой.
— Многие предприятия заинтересованы в поставках своей продукции в Китай, но при этом сегодня катастрофически важен в том числе и импорт. Как выстраивается этот баланс?
— В настоящее время соотношение экспорта и импорта региона с Китаем составляет 50/50, при этом потенциал не раскрыт до конца. Китайские партнеры заинтересованы в наших товарах, но здесь есть ряд условий, которые должны соблюдать наши производители: постоянное подтверждение объема поставок и заключение контрактов на длительный срок. Партнеры из Китая не заинтересованы в разовых закупках, хотя нередко наши предприниматели очень комфортно себя чувствуют, выполняя одну-три поставки.
В целом в этом году наш Центр поддержки экспорта поддержал более 1,1 тыс. предприятий, которые получили содействие в выходе на экспорт и поиске зарубежных партнеров, прошли обучение для начинающих экспортеров.
Экспортировать любой, даже самый лучший, товар не получится. Здесь должна быть проведена большая подготовительная работа: сертификация, перевод на иностранные языки, адаптация товара, поиск партнера в той или иной стране, подтверждение объемов. Необходимо также понять, подходит ли ваша продукция для данного рынка ментально и концептуально. На все эти вопросы бесплатно помогают ответить в нашем Центре поддержки экспорта.
— Насколько эффективна работа торговых представительств республики за рубежом?
— Сейчас это ключевой инструмент нашего министерства. Решение о создании торгпредств было очень дальновидным, поскольку только сейчас мы начинаем собирать первый урожай из тех зерен, что были посеяны пять лет назад. Мы открыли заводы с белорусскими партнерами, создали совместные предприятия с Узбекистаном — в этом в том числе есть и заслуга наших представителей.
Оценивая их работу, мы акцентируем внимание не столько на товарообороте, сколько на комплексе проектов, которые реализуются в данной стране либо у нас в регионе с участием иностранного капитала. Нам важно создание крупных производств, привлечение денег в республику, развитие территорий, создание новых рабочих мест. За счет работы этих компаний пополняется налоговая база, растет экспортная составляющая.
Отмечу, что даже самое малое предприятие имеет возможность связаться с торговым представителем, а тот, в свою очередь, может отработать данную заявку и найти партнеров для республиканского бизнеса.
— Насколько уверены предприниматели в своих силах в части экспорта?
— Мы каждый год подводим итоги о количестве компаний, поставляющих свою продукцию за рубеж. За последние пять лет в нашем портфеле появилось более 400 новых экспортеров. Наша задача сегодня — научить всех экспортировать. В этом году запустили первую в стране обучающую программу для предприятий легкой промышленности, рассказываем о возможностях, наиболее перспективных странах. В процессе обучения компании находят зарубежных партнеров, и к концу курса мы готовим первые экспортные контракты. Для предприятий это один из самых эффективных способов выйти на экспорт.
Мы постоянно ищем новые направления для экспорта. Сегодня развиваем креативную экономику, народно-художественные промыслы и туризм. Создаем уникальные меры поддержки для предприятий, работающих в этих сферах.
— В каких товарах и услугах из Башкирии сегодня наиболее заинтересованы зарубежные покупатели?
— Все товары, которые производятся в Республике Башкортостан, имеют высокую добавочную стоимость и востребованы во многих странах. Например, сегодня мы фиксируем значительный рост товарооборота с государствами Южной Америки и Африки. В этих странах есть запрос на большое количество товаров, номенклатура очень большая. Учитывая использование качественного сырья нашими производителями, их продукция автоматически будет конкурентоспособна.
— Планируется ли проводить бизнес-миссии в следующем году?
— Такие поездки — это открытие дверей в новые страны. У нас создана очень удобная инфраструктура бизнес-миссий: вы еще не выехали, а мы уже подобрали от пяти потенциальных партнеров. Ваша задача — только обсудить даты поставки и финальные цены. Бизнес-миссию возглавляет руководитель республики или премьер-министр: это люди, которые дают гарантию бизнесу, что наш предприниматель не убежит и не обманет. Мы акцентируем внимание на странах, где есть наши представительства, — Беларусь, Узбекистан, Китай, ОАЭ. В следующем году в эти государства обязательно состоятся визиты. Также обращаем внимание на Киргизию, Малайзию, Индонезию, готовим миссии и по данным направлениям. В ближайшее время опубликуем график бизнес-миссий, и предприниматели смогут оставить заявку на участие в них.
— Какого роста экспорта вы ожидаете в 2025 году? Как на это может повлиять санкционное давление?
— В целом санкции не влияют на наших предпринимателей напрямую. Мы уже начали менять рынки поставок, и часть предприятий уже комфортно заняли открытые ниши в других странах. В следующем году ожидаем роста экспорта и импорта не менее чем на 10%. Это достижимо, поскольку наши товары, инструменты и меры поддержки позволяют расти по сравнению с другими российскими регионами.