Жители Башкирии за полгода потратили на украшения почти ₽5,5 млрд

Жители Башкирии в первом полугодии 2023 года потратили на ювелирные украшения 5,42 млрд руб., что на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года, следует из исследования аналитического центра Sokolov на основе данных СберАналитики, АКИТ и Росстата. Средний чек на украшения в республике вырос на 11%, до 6,3 тыс. руб.
Башкирия на втором месте в Приволжском федеральном округе по объему продаж ювелирных украшений в первом полугодии. На первом месте в ПФО Татарстан, где жители потратили на эти цели 6,16 млрд руб. тройку лидеров замкнула Нижегородская область (5,41 млрд руб.). Меньше всего тратят на ювелирные изделия жители Ульяновской области (1,45 млрд), Марий Эл (799 млн) и Мордовии (737,4 млн).
Самый высокий средний чек на украшения среди 14 регионов округа в Ульяновской (7,2 тыс.), Самарской (7 тыс.) и Нижегородской (6,88 тыс. руб.) областях. Башкирия на шестом месте. Самые низкие показатели в Кировской (4,7 тыс.), Саратовской (4,9 тыс.) областях и Удмуртии (5,3 тыс.).
По сравнению с первым полугодием прошлого года объем рынка наиболее заметно вырос в Татарстане — на 19%, Чувашии — на 17% и Кировской области — на 12%. При этом средний чек наиболее заметно подрос в Чувашии (на 37%), Оренбургской (на 33%) и Саратовской (на 32%) областях.
Доцент кафедры экономической статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская отметила, что в росте среднего чека на ювелирные изделия большое значение имеют три фактора: увеличение заработных плат, инфляция и традиции потребления.
«Только в мае 2023 года, по данным Росстата, зарплаты в организациях в реальном выражении увеличились на 13,3% к тому же месяцу прошлого года вслед за ростом на 10,4% в апреле в годовом выражении. Многие граждане так и не смогли отказаться от приобретения привычных импортных брендов, что опять-таки могло привести к увеличению среднего чека. Еще одна причина — с 1 января 2023 года ИП и компании, осуществляющие производство и продажу ювелирных изделий, должны были перейти на ОСНО, а это означает введение НДС. Часть бремени на себя взяли продавцы, а часть пришлось переложить на покупателей», — говорит эксперт.
Кандидат экономических наук, доцент Департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Жильцова отметила, что рост объема продаж украшений связан как с увеличением цен на них, так и с ростом спроса.
«В кризисные времена люди стараются вложить деньги в недвижимость, валюту и золото. Как говорится в народной мудрости "золотые сережки в трудные времена всегда на булку хлеба обменяешь". Рубль последнее время показывал свою нестабильность, вкладывать в недвижимость — не у всех потребителей есть такие сбережения, валюте последнее время не доверяют, а вот для покупки ювелирных изделий всегда найдутся в кубышке деньги "и для дочки, и для внучки на будущее". Большая разница в росте среднего чека по регионам связана с благосостоянием жителей, а также с историческими традициями», — отметила эксперт.
Как сообщал РБК Уфа, в Уфе продажи серебряных украшений в 2022 году выросли на 165%, столица республики заняла четвертое место в рейтинге регионов по росту продаж серебра. При этом на долю таких украшений в городе пришлось 86% от всех продаж ювелирных изделий, средний чек составил 1,47 тыс. рублей.