Выручка отельеров в Башкирии в 2023 году увеличилась на 40%
Совокупная выручка гостиниц в Башкирии за прошлый год составила 4,19 млрд руб. Это на 40,5% больше, чем в 2022 году, когда оборот гостиничного бизнеса в республике составлял 2,99 млрд руб. РБК Уфа изучил данные отчетности компаний.
В выборку попали 206 организаций, зарегистрированных на территории РБ, чей основной код ОКВЭД — «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания». На момент обработки данных все организации были действующими, не находились в стадии ликвидации или банкротства.
Не все компании отчитываются о финансовых результатах. Данные о выручке за 2023 год доступны по 93 предприятиям из 206. За 2022 год такие сведения доступны по 84 организациям.
Самая большая выручка в прошлом году оказалась у отеля Nesterov Plaza — 466,4 млн руб. (+38,7% к 2022 году — 336,2 млн). До 2020 года он назывался Holiday Inn и расположен в Уфе рядом с Гостиным двором. Отель принадлежит компании «Верхнеторговая площадь» Дамира Мугинова.
На втором месте — Hilton Garden Inn, принадлежащий ООО «Кеско-Уфа» предпринимателя Руслана Валиуллина. Оборот гостиницы в 2023 году составил 457,4 млн руб. (+40,2% к 2022 году — 326,1 млн).
Тройку лидеров по выручке замыкает «Azimut Сити Отель Уфа» — 313,5 млн руб. (+38,9% к 2022 году — 225,8 млн). Гостиницей управляет ООО «Азимут Уфа», которое входит в «Азимут Групп» Александра Клячина.
Отельный бизнес республики закончил прошлый год с прибылью. Из 107 компаний, которые представили отчетность, 68 оказались прибыльными, 39 — убыточными. Их совокупный результат составил 193,2 млн руб. Это в 4,2 раза больше, чем в 2022 году, — 45,6 млн руб. Правда, тогда отчитались 94 компании, из которых 59 — с прибылью, 35 — с убытком.
Самой прибыльной компанией отрасли оказалось ООО «МФК Гостиный двор» — 631,4 млн руб. Компания управляла гостиницей Holiday Inn и комплексом апартаментов «Верхняя торговая Residence». Вторую строчку занимает Hilton Garden Inn с показателем чистой прибыли 106,8 млн, третью — Nesterov Plaza, 97,1 млн.
Самым неудачным в финансовом отношении прошлый год оказался для владельцев гостиницы «Тан» в Уфе на улице Рихарда Зорге. При выручке 135,6 млн ее чистый убыток составил 772,8 млн руб. На втором месте — ООО «Белый курай», зарегистрированное в Стерлитамакском районе. Его убыток составил 218,9 млн при выручке 41 млн руб. Тройку антилидеров замыкает гостиница «Евразия» в Благовещенске с чистым убытком 105 млн при выручке 46 тыс. руб.
Регион все больше раскрывает свой туристический потенциал — растет турпоток, количество туроператоров и маршрутов. Безусловно, это положительно сказывается на выручке гостиниц, сообщил РБК Уфа директор компании Skorbenko management Сергей Скорбенко. При этом, по словам эксперта, общие данные оборота отрасли не отражают в полной мере состояния дел.
«Когда мы говорим о совокупном доходе, это некий средний показатель: кто-то из отельеров “ест капусту”, кто-то — “мясо”, а в среднем у нас “голубцы”. Когда происходит увеличение оборота? Если увеличивается количество гостей (это действительно достижение) и если растут цены на услуги (это результат инфляции). Турпоток в республику по данным отчета министерства предпринимательства и туризма в 2023 году вырос на 14,3%. Но и цены в гостиницах поднялись, особенно в крупных отелях с хорошей маркетинговой стратегией, чутко реагирующей на спрос. На мой взгляд, в Башкирии не полностью раскрыт потенциал делового туризма. Соседний Татарстан оттягивает на себя внимание организаторов международных форумов, хотя привлекательность Башкирии ничем не уступает. В 2024 году акселератором для туристической отрасли республики может стать скоростная трасса М-12 “Восток”, поскольку часто решающее значение имеет время и удобство маршрута. При правильном позиционировании и продвижении на государственном уровне Башкирии как места проведения масштабных мероприятий финансовые показатели гостиничного бизнеса возрастут», — говорит Скорбенко.
В перспективе регион должен озаботиться подготовкой кадров в сфере туризма и гостеприимства на базе местных вузов, добавил эксперт.
Как сообщал РБК Уфа, спрос на бронирование отелей со стороны бизнеса в январе—апреле 2024 года в башкирской столице увеличился на 85% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По отношению к первым четырем месяцам 2019 года спрос вырос более чем в два раза — на 110%. Продолжительность пребывания в Уфе выросла на 20%, и в среднем в 2024 году бизнес-туристы стали останавливаться в Уфе на 3,16 ночи.