Падающая в масштабах страны розница в ноябре в Башкирии показала рост
Оборот розничной торговли в Башкирии в январе-ноябре 2015 года упал на 12%, по сравнению с соответствующим периодом 2014 года. При этом оборот пищевых продуктов падал быстрее, чем непродовольственных товаров, – 15% против 10%, выяснил Башкортостанстат.
Больше всего сократилась продажа товаров на розничных рынках и ярмарках – на 20%. В торговых организациях продажи упали на 10%.
В ноябре торговля несколько оживилась: зафиксирован рост на 4%, по сравнению с октябрем. При этом продажи пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, выросли на 2%, а непродовольственных товаров – на 6%. В структуре оборота розничной торговли доля пищевых и непродовольственных товаров одинакова – по 50%.
Ноябрьский рост в Башкирии идет вразрез с общероссийским трендом: по данным аналитиков Райффайзенбанка, сокращение оборота розничной торговли в России в ноябре ускорилось до -13% против -11% в октябре, поставив очередной антирекорд. Последний раз такими темпами розница падала только в 1999 году, отмечают эксперты. Основное ухудшение приходится на непродовольственный сегмент, который в Башкирии, напротив, растет: снижение продаж в этом секторе ускорилось до -15% против -13% в октябре. Обычно в ноябре уже наблюдается всплеск потребления товаров длительного пользования, связанный с приближением праздников. Ускорилось в стране в целом и снижение потребления продуктов.
«Оборот в ноябре действительно вырос», — констатирует управляющая сбытовой сети магазинов «Байрам» Эльвира Валиева, объясняя это подготовкой населения к новому году. По её мнению, годовые и ноябрьские показатели по Башкирии оказались лучше среднероссийских отчасти из-за выгодного географического положения региона, поскольку из-за эмбарго ритейлу пришлось выстраивать новые товарные цепочки, менять логистику. «Башкирия уникальна по своему местоположению. Мы находимся в центре России, поэтому хорошо отработана логистика с соседними регионами, городами, странами», — говорит Эльвира Валиева.
В следующему году эксперт ожидает «осторожной» потребительской активности и ужесточения конкуренции в ритейле. «Выживут сильнейшие компании, обладающие новыми технологиями в продажах и маркетинге», — считает она.
Как пишут РИА Новости со ссылкой на международное рейтинговое агентство Fitch, «главной сложностью для рынка ритейла России в 2016 году будут оставаться слабые потребительские настроения на рынке и сохранение основного фокуса потребителей на цене товаров». Агентство прогнозирует, что рынок ритейла в будущем году ускорит консолидацию в пользу федеральных сетей, а слабые потребительские настроения заставят продавцов бороться за клиентов с помощью промоакций.