Лента новостей
Все новости Башкортостан
В Совбезе не увидели препятствий для изменения формата ДРСМД Политика, 05:22 Президент Румынии осудил слова премьера о переносе посольства в Иерусалим Политика, 05:00 Как полюбить овощи и питаться правильнее РБК и Philips, 04:46 Суд ликвидировал Камчаткомагропромбанк Финансы, 04:16 В S7 Space подтвердили планы отменить контракт по украинским ракетам Бизнес, 04:07 Патрушев сообщил о предотвращении 19 терактов в 2018 году Общество, 03:59 Комитет сената США представит собственный доклад по «российскому делу» Политика, 03:33 Telegram разрешил полностью удалять переписку у себя и собеседника Технологии и медиа, 03:17 В Польше объяснили отказ пригласить Путина на годовщину Второй мировой Политика, 02:53 Президент Сербии заявил о нежелании вступать в НАТО Политика, 02:18 Российский Ту-154 совершит наблюдательный полет над США Политика, 01:28 Трамп прокомментировал итоги расследования Мюллера Политика, 01:11 Сборная Германии на последней минуте вырвала победу в игре с Нидерландами Спорт, 01:06 Патрушев назвал закон о суверенном Рунете вынужденной мерой Общество, 01:06
Башкортостан ,  
0 
Кризис «просадил» общепит и бытовой сервис Башкирии на 8-14%
Статистики проанализировали ситуацию на потребительском рынке республики в 2015 году. Цифры показывают, что люди пытаются экономить на продуктах и услугах общепита.
Фото: Олег Яровиков

Ситуация на потребительском рынке Башкирии характеризуется снижением как оборота розничной торговли и общественного питания, так и объёмов бытового сервиса. Об этом свидетельствуют данные регионального органа Росстата за 2015 год.

Так, годовой оборот розницы в товарной массе сократился, по сравнению с 2014 годом, на 12% до 784,7 млрд рублей. При этом если непродовольственный сегмент розницы (394,7 млрд) потерял за год 10,1%, то пищевой, куда, помимо собственно продуктов питания, статистика включает также напитки и табачные изделия, сократился на 14,6% (до 390 млрд).

По абсолютному показателю розничного товарооборота Башкирия лидирует в Приволжском федеральном округе и входит в первую десятку российских регионов. Если пересчитать эту цифру на душу населения, то лидерство в Приволжье перейдёт к Татарстану.

Сопоставимо с динамикой продовольственной розницы снизился и оборот общепита. За год заведения общественного питания потеряли 14,4% оборота — годовой объём сложился на уровне 30,1 млрд рублей.

Бытовой сервис, на 67% формируемый индивидуальными предпринимателями, потерял в прошлом году 7,9%. Жители Башкирии воспользовались разного рода бытовыми услугами на 30,4 млрд рублей. Структурных сдвигов в этом сегменте не наблюдалось. Как и прежде, наибольший стоимостной вес в общем объёме бытового сервиса имеют ремонт и строительство жилья, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования.

Интересно, что вырос спрос на парикмахерские и косметические услуги — их совокупный объём увеличился в сопоставимых ценах на 15,7%, по сравнению с 2014 годом. То же можно сказать об услугах бань, душевых и саун (на 14,4%).

Вопрос влияния кризиса на потребительский рынок поднимался накануне в Госсобрании Башкирии, на круглом столе по проблемам сельской торговли. По словам замминистра сельского хозяйства республики Юрия Лысова, «в период введения санкций удалось высвободить полочное пространство в торговле, что повысило объём реализации товаров республиканских производителей». Речь шла, в частности, о росте производства сливочного масла (+15%) и сыров (+5%), об увеличении поставок в другие регионы растительного масла (+22% по нерафинированному и +4% по рафинированному) и спирта (+16%).

Однако руководитель управления Федеральной антимонопольной службы Зульфира Акбашева назвала «высвобождение полок» «не самым хорошим направлением деятельности» ведомств. Она напомнила, что покупательская способность населения в Башкирии невелика (12-е место из 14 регионов Поволжья). Опустевшие полки ситуацию не улучшают, а снижение цен в сетях происходит не от хорошей жизни, а от неспособности населения покупать дороже. Она призвала не фетишизировать вопрос о преимуществе местных товаров: «Мы произвели 100 кг масла, и что мы его дома продали, что в Татарстане, что на Севере – разницы нет. Радоваться только тому, что мы его у себя продали – тенденция отрицательная».

Говоря о развитии конкурентного рынка, Зульфира Акбашева призвала «не делать так, чтобы работа сетей ухудшилась и мы достигли их уровня таким образом». Она напомнила, что сельхозпроизводителей в Башкирии «не так-то много, наша переработка не увеличивается», а значит, местный товар вряд ли сможет сразу заполнить опустевшие полки.