Спасет ли уфимские дороги полимерная крошка
В администрации города новая традиция - приглашать на еженедельные совещания у мэра не только чиновников, но и представителей инновационных предприятий, которые работают в столице.
- Мы привыкли работать на импортном, а ведь есть местный производитель, таких надо поддерживать, - наставлял глава администрации Уфы Ирек Ялалов глав районов и руководитель жилищно-коммунальных служб.
Зародил традицию Сергей Белкин, директор по производству ООО «ВитаРубикс» -резидента индустриального парка «ПромЦентр». РБК-Уфа уже рассказывал про этот проект: предприятие перерабатывает старые автомобильные шины в высококачественный резиновый гранулят, который используется в дорожном строительстве для существенного повышения качества асфальта.
Как рассказал представитель предприятия, за год они переработали 200 тысяч старых шин. Промышленное производство гранулята началось только в августе минувшего года.
В порядке эксперимента в 2014 году по новой технологии уложен асфальт на некоторых уфимских дорогах: на улице Вологодской, на мосту через Уфимку по дороге в Шакшу и гастелловском путепроводе. В 2015 году эксперимент повторили в Архангельском дороге на участках трассы Уфа-Инзер-Белорецк (2,4 км) и в Учалинском районе на новой дороге Белорецк-Учалы-Миасс.
Покрытие, по заверению представителей компании, выдержало экстремальные перепады температур и поток движения.
- Экономический эффект от использования материала по сравнению с традиционной асфальтобетонной смесью, назовем ее базовой, составит не менее 48%, - говорит Сергей Белкин. - Изготовление смеси с применением вяжущего Витарубикс приводит к ее удорожанию до 12%. Однако применение такого асфальтобетона ведет к увеличению межремонтного цикла не менее, чем в два раза.
Условно говоря, если затраты на укладку асфальта составили 100 млн рублей, еще 90 млн через определенный период необходимо будет выделить на его ремонт (итого 190 млн). Покрытие по новой технологии компании обойдется в 112 млн, но затраты на ремонт составят всего 30 млн. Итого - 142 млн. Кроме того, использование добавки повышает прочность полотна, сдвигоустойчивость, сопротивление образованию колеи.
- Глубина колеи после 20000 проходов колеса при 60 градусах на контрольном образце составила 3,76 мм, тогда как на экспериментальном - всего 1,8 мм, - отчитался господин Белкин.
- 20 тысяч проходов - это суточная норма на проспекте Салавата Юлаева, так что есть еще над чем поработать, - задумался мэр.
В конце прошлого года в республике приняли региональные стандарты качества и теперь юридических запретов и ограничений на применение экспериментальных образцов нет. Но эксперты говорят, что делать это нужно максимально осторожно.
- Эксперименты с добавлением в асфальт полимеров идут уже лет 35. Наш резинотехнический завод их выпускал мешками, - рассказал РБК-Уфа генеральный директор ООО «Дорремстройтрест», заслуженный строитель Республики Башкортостан республики Вячеслав Аброщенко. - Тут особенное внимание нужно обращаться на экологию: любая добавка в асфальт при высоких температурах влияет на окружающую среду. Поэтому такие опыты необходимо проводить только под строгим контролем. А вообще, при хорошем качестве исходных материалов: битума, щебня и песка во всем мире получается отличный асфальт без всяких добавок.