Крупный и средний бизнес Башкирии снизил зависимость от заемных средств
Доля собственных средств в структуре активов крупных и средних компаний Башкирии по состоянию на конец сентября 2021 года достигла в среднем 57,72%. Это на 2% больше, чем в сентябре 2020 года, когда собственные средства компаний составляли 55,64%. Доля заемных средств, соответственно, составляла 42,28% в прошлом году и 44,36% — в позапрошлом. Об этом говорится в исследовании международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
До своего минимального значения собственные средства предприятий республики опускались в марте 2020 года. Тогда 44,45% активов компании приходилось на заемные деньги. Для сравнения, до пандемии, в декабре 2019 года, 43,38% активов компании были заемными средствами. В целом за время пандемии доля собственных средств крупных и средних организаций Башкирии не опускалась ниже 55%.
В среднем по стране на сентябрь 2021 года доля собственных средств предприятий составляла 48,9%, остальные 51,1% приходились на заемные деньги. В российской практике нормальной считается доля собственных средств в активах от 50% и выше, говорят аналитики FinExpertiza. При таком соотношении своих и кредитных активов компании могут одновременно покрыть все обязательства за счет внутренних ресурсов.
Самыми независимыми от кредиторов компаниями оказались организации Ханты-Мансийского округа — там доля собственных средств предприятий составила в среднем 80,8%. В Сахалинской области предприятия имеют 78,6% своих денег, в Коми — 72,8%, Астраханской области — 71,4%, Крыму — 70,6%.
Больше всего зависят от заемных денег компании Чувашии — там предприятия испытывают дефицит собственных средств в размере 139,3% от суммы активов. Финансовые трудности также отмечаются у компаний в республиках Северного Кавказа — в Ингушетии (-52%), Дагестане (-34,1%), Северной Осетии (-27,9%), Кабардино-Балкарии (-9,6%) и Чечне (-2,4%). Минимальный объем собственных средств — у организаций Архангельской области (19%), Мордовии (19,1%), Ненецкого автономного округа (22,2%) и Карачаево-Черкесии (23,1%).
Самыми закредитованными сферами в стране по итогам 2021 года являются гостиничный бизнес и общепит (за счет собственных средств на конец сентября формировалось лишь 5,7% активов), строительная отрасль (23,1%), обрабатывающая промышленность (37,4%), финансовая и страховая деятельность (42,8%), а также сфера недвижимости (45,8%).
По словам президента FinExpertiza Global Елены Трубниковой, увеличение доли заемных средств в российских компаниях в 2020 году объясняется снижением ставок по кредитам, что позволило активнее привлекать средства банков.
«В результате доля заемных средств у предприятий начала расти и превысила половину относительно суммарной стоимости активов. Сейчас, когда ставки поднимаются, привлечение заемных средств бизнесом будет сокращаться. На фоне восстановления экономики обороты предприятий растут, и, казалось бы, потребность в дополнительных деньгах теперь стоит не так остро. Однако перед компаниями возникают новые проблемы, связанные с ростом издержек из-за высокой инфляции», — сказала Трубникова.
Как рассказал РБК Уфа директор Института экономики, финансов и бизнеса БашГУ Константин Гришин, снижение доли заемных средств, с одной стороны, говорит о том, что компании, может быть, не совсем уверены в завтрашнем дне и стараются брать меньше кредитов. С другой стороны, это является показателем финансовой устойчивости предприятий. Кроме того, в период пандемии поддержку бизнесу оказали меры, принятые государством.
«Чем ниже долговая нагрузка, тем лучше для компании. Понятно, что компании стали меньше занимать. Но кредиты — показатель, свидетельствующий об уверенности компании в будущем. Если я уверен в том, что моей компании ничего не грозит, что экономическая ситуация стабильна, то рискну и подтяну какие-то заемные средства под свой проект. Я знаю, как буду их возвращать. Если я не совсем уверен в будущем, то буду уповать на собственные ресурсы, пытаться меньше занимать и использовать свои оборотные средства. По всей видимости, у наших компаний достаточная финансовая устойчивость, которая позволяет при сохранении уровня рентабельности обходиться собственными средствами», — сказал Гришин.