Лента новостей
Все новости Башкортостан
Роспотребнадзор дал советы по выбору и хранению хлеба Общество, 12:03 Кэшбек, гуляш и ретеш в Будапеште: как провести отпуск со скидкой РБК и ОТП Банк, 12:01 Россияне заявили о важности госконтроля за их накоплениями на пенсию Финансы, 12:00 Соцсеть обязали удалить изображение непристойных действий с флагом России Общество, 11:57 Четверо полицейских уволены после «дела Голунова» Общество, 11:56 Против ушедшего в отставку судьи разрешили завести дело о взятке Общество, 11:54 Национальный депозитарий вышел из капитала «санкционной биржи» Финансы, 11:51 Зачем миллион американцев планируют штурмовать зону 51 Стиль, 11:45 Чиновники заявили о сбоях в электронной системе управления нацпроектами Экономика, 11:45 Другая планета: тест-драйв Subaru XV в Исландии Авто, 11:44 В Челябинской области сын депутата сбил двух пешеходов Общество, 11:43 «Ростов» анонсировал матч со «Спартаком» картинкой про «сбитого летчика» Спорт, 11:39 В Мумбаи более 40 человек оказались под завалами после обрушения здания Общество, 11:38 5 вопросов про эскроу: как теперь приобрести квартиру в новостройке Недвижимость, 11:34
Башкортостан ,  
0 
Малый бизнес Башкирии упустил треть госзаказов
Госсектор обязан вовлекать малый и средний бизнес в систему госзакупок, однако нередко саботирует это правило. Сами предприниматели не всегда проявляют активность: больше трети заказов ушли бизнесменам другого региона.
Фото: Андрей Старостин

В Башкирии пытаются исправить плохие показатели, связанные с участием малого и среднего бизнеса в экономике региона. По итогам 2014 года эти показатели, озвученные в рамках национального рейтинга состояния инвестклимата, не позволили Башкирии подняться выше сорокового места. В этой ситуации «большим наделом» власти называют механизмы вовлечения малого бизнеса в процедуры государственных и муниципальных закупок. Закон требует, чтобы не менее 15% конкурентных закупок осуществлялись у субъектов малого и среднего предпринимательства. Для корпораций с годовой выручкой более 2 млрд рублей и монополий эта доля должна составлять не менее 18%. Чтобы разобраться, выполняются ли эти нормы, экономисты и региональные чиновники провели совещание на площадке Уфимского научного центра РАН.

В прошлом году общий объем госзаказа в регионе составил почти 27 млрд рублей, из них у субъектов малого и среднего бизнеса было размещено более 6 млрд. По словам замминистра экономического развития Башкирии Алексея Пешкова, малый бизнес занимает отдельные ниши: в одних отраслях он представлен широко (это, например, закупки в сфере продовольствия, медицинских товаров, капремонта), в других – почти не представлен. Именно в его вовлечении в новые ниши чиновники видят «скрытый потенциал».

Видят его и в обострении конкурентной борьбы с предпринимателями из других регионов. Те 6 млрд, на которые были размещены госзаказы в секторе малого и среднего бизнеса, не целиком достались предпринимателям Башкирии. «Общая представленность местного бизнеса составила 66%, то есть остальное ушло поставщикам из других регионов», – подчеркнул Алексей Пешков. Кроме того, малый бизнес упустил по разным причинам значительную долю закупочных процедур: каждая третья закупка 2015 года признана несостоявшейся из-за отсутствия заявок (или наличия всего одного участника аукциона). Речь идет о закупках общим объемом 9 млрд рублей, из которых контракты на сумму 1,3 млрд рублей так и не были заключены вообще.

Государство пытается вовлечь малый бизнес в эту сферу различными преференциями: в частности, речь идет о продлении так называемых «антикризисных мер» 2015 года. Они касаются, прежде всего, возможностей частичного списания штрафов и пени в ситуации, когда предприниматель выполнил госзаказ, но, например, нарушил сроки. Малый бизнес получает и другие привилегированные условия: с ним обязаны рассчитаться в течение 30 дней, он может не предъявлять гарантий финансового обеспечения выполнения контракта и т.д.

Однако часто процесс саботируют и сами предприятия, не желающие передавать заказы малому бизнесу. Нередко это связано с нежеланием заказчика допускать реальной конкуренции вокруг лота. Характерные примеры привел представитель УФАС по Башкирии Салават Исамгулов. «Роддом № 3 закупал стерильные перчатки. В нормативах не указано, каким методом они должны быть стерилизованы. Заказчик отдельно указал требование, чтобы они были стерилизованы радиационным методом. В результате под этот критерий попал только один производитель... Администрация Нуримановского района размещала заказ на капремонт, и в техзадании 96 листов составили детальные требования к материалам. Они были опубликованы в формате pdf, отсканированы таким образом, чтобы участникам конкурса пришлось заново набирать всё это вручную». Сразу несколько крупных республиканских больниц, среди которых РДКБ и онкологический диспансер, разместили заказ по уборке помещений с неверным кодом «Уборка автобусов, поездов метро». Это отсеяло значительную часть потенциальных участников аукциона. Нарушение было обнаружено и в заказе на благоустройство парка Якутова в Уфе, размещенном Управлением коммунального хозяйства города. Заказчик укрупнил лот (78 млн рублей), объединив в нем реконструкцию Солдатского озера и асфальтирование дорожек. «В первом случае возможно участие только СРО по водным объектам, а асфальт могли бы сделать многие, но они не смогли зайти на аукцион. Заказчик настолько сузил круг, что была подана только одна заявка».

Чаще всего государственные и муниципальные предприятия занимаются различными уловками, предварительно разбив один заказ на много однотипных, чтобы цена каждого в отдельности не превышала 500 тыс. рублей. Это позволяет размещать заказы самостоятельно и таким образом уйти от государственного контроля. Заказы с ценой свыше 500 тысяч размещаются через Министерство экономического развития и составляют 80% всего объема госзаказов в регионе.