Перейти к основному контенту
Аналитика от РБК-Уфа ,  
0 

РБК-Аналитика: Как платят в Башкирии новый транспортный налог

Две трети всех долгов по имущественным налогам пришлись на автовладельцев
Фото: Андрей Старостин
Фото: Андрей Старостин

Сегодня, 1 октября, заканчивается срок уплаты транспортного налога за 2014 год. С завтрашнего дня тем автовладельцам Башкирии, кто не произвел оплату вовремя, начнут начислять пени и штрафы. Окончательная картина – сколько недоплатили в бюджет те, кто проигнорировал сакральную дату 1 октября, – будет ясна позднее, однако уже понятно, что эта картина может содержать неожиданности. Причиной тому – ряд нововведений: в регионе выросла ставка по транспортному налогу, а в федеральном законодательстве появились «повышающие коэффициенты» для дорогих машин. Несмотря на то, что текущая собираемость налогов (в том числе и транспортных) в Башкирии неплохая, а общая налоговая задолженность снижается, ситуацию с транспортным налогом трудно прогнозировать точно. В цифрах, представленных РБК-Уфа в региональном управлении ФНС России, заметен интересный нюанс. Транспортный налог составляет всего 12% от всех имущественных налогов, собираемых в регионе и поступающих в консолидированный бюджет республики. При этом задолженность граждан по нему составляет две трети от всей задолженности по имущественным налогам.

Как и почему выросла ставка налога в Башкирии

На протяжении нескольких лет ставка транспортного налога в Башкирии была неоднородной. Если налог для мощных автомобилей (более 150 лошадиных сил) считался одним из самых высоких в России, то ставка по малолитражкам, наоборот, снижалась. Такое решение было принято республиканским парламентом в 2011 году по инициативе правительства региона. Тогда ставка понизилась с 7,5 до 5,5 руб. за лошадиную силу (для автомобилей мощностью до 100 л.с.). Правительство объясняло свою инициативу тем, что налоговая нагрузка на жителей региона должна последовательно снижаться, а социальный эффект от этой меры оценивался в 150 млн руб. Через несколько лет было принято, по сути, обратное решение. Правительство провело через Госсобрание Башкирии закон о повышении ставок транспортного налога. «Малолитражная» ставка в 5,5 руб. уже не рассматривалась как благо, потому что была «заметно ниже, чем в других регионах Приволжского федерального округа, где в среднем она составляет 12,3 руб. на одну “лошадку”». Такие слова первого вице-премьера правительства Башкирии Рустэма Марданова приводила пресса в конце 2013 года. В итоге ставки за 2014 год, которые сейчас оплатили жители республики, выросли следующим образом:

– с 5,5 до 10 рублей за 1 л.с. – для автомобилей мощностью до 100 л.с.

– с 14 до 20 рублей за 1 л.с. – для автомобилей мощностью до 125 л.с.

– с 15 до 25 рублей за 1 л.с. – для автомобилей мощностью до 150 л.с.

Для мощных легковых автомобилей ставки сохранились на прежнем уровне: 50 руб. – при мощности двигателя до 200 л.с., 75 руб. – при мощности до 250 л.с. При этом большинство из ставок названы «пониженными», потому что их можно применять только к одному транспортному средству. Если у владельца две и более машины, то ко второй применяются уже «базовые» ставки, а они выше примерно в 2,5 раза.

Таким образом, транспортный налог для владельцев малолитражек в Башкирии вырос почти вдвое, а для остальных – на 30-40%. Если сравнивать со ставками соседних регионов, то окажется, что, например, в Свердловской области налог для малолитражек ниже в четыре раза (2,5 руб. за л.с.), а для машин средней мощности – более чем в два раза (9,4 р. за л.с.). В Челябинской области налоговая ставка примерно соответствует Башкирии, но все же ниже по отдельным показателям (например, 7,7 руб. против 10 – для авто малой мощности). В Татарстане цифры примерно соответствуют башкирским, но выше их по отдельным пунктам (в частности, в полтора раза больше налог для легковых машин средней мощности).

Богатые и так не платят

Одним из неоднозначных решений, принятых на федеральном уровне, стало повышение налога для владельцев дорогих машин. В этом году владельцам авто стоимостью более 3 млн рублей впервые предстоит оплатить налог с учетом так называемого «повышающего коэффициента». Для машин стоимостью от 3 до 5 млн рублей налог увеличивается максимум в полтора раза (этот максимум – для новых автомобилей), наибольший же коэффициент достигает трехкратного увеличения налоговой ставки. Правда, такие автомобили – стоимостью от 15 млн рублей – вряд ли появятся в Башкирии. Подсчитано, что за самый скромный вариант, попадающий под повышение (не новый седан средней мощности стоимостью в 3 млн рублей), владельцу придется отдать в качестве годового налога более 50 тыс. рублей. Федеральная налоговая служба даже составила список из 187 наименований легковых машин, попадающих под это повышение.

Нововведение уже раскритиковано многими экспертами. Его называют скрытой формой налога на роскошь. Региональный представитель Федерации автовладельцев России Салават Байгильдин не понимает, «за что платить»: в интервью «Business FM» он указывает, что, например, качество дорог для владельцев именно машин премиум-класса от этого не улучшается. За скептическим отношением к инициативе стоит и более веская причина. Владельцы дорогих машин, как правило, и так составляют костяк неплательщиков транспортного налога.

Статистика, которую периодически публикует местное управление ФНС, каждый раз это подтверждает. Так, например, в 2012 году был составлен рейтинг марок, популярных у злостных должников, и лидирующие позиции в нем заняли дорогие автомобили: BMW, Mercedes, Audi. Лидером списка оказалась модель Toyota Land Cruiser: по подсчетам налоговиков, каждый четвертый владелец такого автомобиля в Башкирии оказался неплательщиком транспортного налога. Год назад ведомство обнародовало список, составленный по другому принципу: это была двадцатка конкретных автомобилей, чьи владельцы допустили наибольшую задолженность (общая сумма по двадцати машинам – 3,8 млн рублей). Лидировал Land Rover Discovery (долг владельца – 340 тыс. рублей), а список состоял из машин марок BMW, Porsche, Mercedes, Jaguar, Infiniti и других.

1,3 миллиарда заплатили, столько же должны

В целом задолженность по транспортному налогу в Башкирии оценивается в 1,3 млрд рублей – это составляет основную часть всей задолженности по имущественным налогам (1,8 млрд рублей). Такие цифры по итогам восьми месяцев 2015 года предоставили РБК-Уфа в региональном управлении ФНС. В свою очередь, более 92% долгов по транспортному налогу (1,2 млрд рублей) допустили физические лица. С начала года сумма их долга сократилась на 214 млн рублей, а вот по состоянию на 1 января долги автовладельцев были достаточно высокими – на 22% превышали показатель прошлого года.

Фото: Юрий Дегтерёв

Причины таких колебаний в ведомстве связывают с «увеличением количества транспортных средств, ростом ставок транспортного налога и отменой льгот». В целом собираемость транспортного налога в последние годы в УФНС оценивают в 75-85% от начисленных сумм. Всего же имущественные налоги, включающие в себя и транспортный, составляют немногим более десятой части всех поступлений в консолидированный бюджет Башкирии. В качестве транспортного налога в этом году в бюджет поступило 1,3 млрд рублей (на треть больше, чем в аналогичный период прошлого года). Получается, что объем этих поступлений примерно равен той сумме, которую автовладельцы Башкирии все еще должны государству.

При этом то, как используется транспортный налог в Башкирии, уже подвергалось критике одной из экспертных организаций. Как сообщил в феврале «Коммерсантъ», межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог» отнес Башкирию «к числу регионов с наименьшей эффективностью использования транспортного налога». Причиной этому послужило сочетание высокой ставки самого налога и низкой позиции в рейтинге безопасности дорог, составленном организацией (42-е место).

Повышать дальше или отменить?

Между тем, споры об эффективности транспортного налога и дискуссии о том, надо ли повышать его дальше, могут закончиться нетривиально: налог могут просто отменить. Такие предложения прозвучали в этом году и в правительстве, и в Госдуме. При этом аргументы в пользу этого шага у депутатов и министров разнятся.

Законопроект об отмене транспортного налога был внесен депутатами от «Справедливой России». Главным их аргументом является то, что «собираемость налога в регионах крайне мала». Руководители фракции отмечают, что региональные власти едва ли выступят сторонниками этой инициативы, поскольку транспортный налог целиком поступает в бюджеты субъектов РФ (депутатов цитирует информагентство «ФедералПресс»). В свою очередь, Минтранс России предлагает отказаться от налога в связи с тем, что его может заменить акциз на топливо, который будет повышен. «Принцип «пользователь платит, когда ездит» более справедлив. Если машина стоит и не работает, несправедливо с точки зрения бизнеса платить ежегодный налог», – заявил замглавы ведомства Николай Асул (его слова приводит «Российская газета»). Ведомство озвучило и другие инициативы по компенсации отмены транспортного налога. Речь идет, в частности, о проекте дополнительных сборов за провоз грузов по федеральным автотрассам и о повышении тарифов по страхованию ответственности перевозчиков перед пассажирами.

Напомним, что и без повышения акциза на топливо, анонсированного Минтрансом, цены на бензин в Уфе повышались основными игроками рынка за последние месяцы неоднократно, растут и другие расходы, связанные с автомобилями. В частности, стоимость полиса ОСАГО возросла в этом году почти вдвое. Возможно, на этом фоне отмена транспортного налога, если она и произойдет, не уменьшит расходы автовладельцев.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Все новости Башкортостан
Машина с военнослужащими из Чувашии затонула в Воронежской области Общество, 01:36
Reuters узнал, что Украина не получит все российские активы сразу Политика, 01:15
Эрдоган подтвердил договоренность о визите Путина в Турцию Политика, 00:59
На митинге против закона об иноагентах в Тбилиси задержали 11 человек Политика, 00:32
Экс-полицейского обвинили в получении рекордной взятки в 5 млрд руб. Общество, 00:27
«Барселона» после удалений игрока и тренера уступила ПСЖ и вылетела из ЛЧ Спорт, 00:09
Чем примечательны парламентские выборы в Хорватии Политика, 00:00
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Бизнес попросил смягчить требования к транспорту и одежде курьеров Москвы Технологии и медиа, 00:00
Биржа предложила освободить торги газом от уплаты дополнительного НДПИ Бизнес, 00:00
Франция отозвала посла из Азербайджана для консультаций Политика, 00:00
В России заблокировали сайты Amazon Web Services и GoDaddy Технологии и медиа, 16 апр, 23:48
В ООН заявили об отсутствии возможности найти виновных в атаках на ЗАЭС Политика, 16 апр, 23:40
США отказались брать на себя «боевую роль» в конфликте России и Украины Политика, 16 апр, 23:12
В Пентагоне допустили захват Тайваня Китаем в случае поражения Украины Политика, 16 апр, 23:07