В Башкирии предложили построить туристическую железную дорогу
В Башкирии предложили построить узкоколейку для туристического поезда. Инициативу выдвинули участники стратегической сессии проекта «Большой Урал», которая прошла в Уфе. На мероприятии обсуждали первый этап разработки туристической схемы макрорегиона, в который войдут Башкирия, Челябинская, Свердловская области и Пермский край.
По узкоколейной железной дороге предлагается пустить состав, который будет проходить по видовым маршрутам. Кроме того, Башкирию хотят развивать как центр «иммерсивного туризма» с атмосферными турами для небольших групп с погружением в историю и культуру региона.
«Туристическая схема “Большой Урал” представляет собой долгосрочную стратегию комплексного развития Республики Башкортостан, Свердловской, Челябинской областей и Пермского края. Она направлена на создание единого культурно-туристического пространства, которое будет привлекать больше туристов и способствовать развитию экономики регионов», — заявил заместитель министра предпринимательства и туризма Республики Башкортостан Айдар Галин.
Разработкой концепции проекта «Большой Урал» занимаются дочка группы «ВЭБ» — компания «ПроГород» и консорциум под руководством компании Strategy Partners. Проект представят правительству России в 2025 году. В рамках концепции будут предложены новое зонирование макрорегиона, расширение транспортных связей четырех субъектов, новые объекты инфраструктуры, способные привлечь отдыхающих. Реализация проекта запланирована до 2030 года.
Президент Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев сообщил РБК Уфа, что возглавляемая им организация несколько лет назад предлагала свою концепцию развития туризма в макрорегионе. Этот проект не получил воплощения. Нынешняя разработка окологосударственных компаний мало сообразуется с реальностью, «идет против коммерческой логики и здравого смысла», сказал эксперт.
«Наша идея заключалась в том, чтобы в турпакетах в соседние регионы не было бы авиационной составляющей. Потому что цена авиаперелета порой составляет 50–60% от цены пакета. В этом отношении совершенно логично, что мы представляем сильные стороны соседних регионов и осуществляем туристский обмен. Эта идея логична и оправдана. Таким образом, мы развиваем региональный продукт. Скажем, Тюменская область — термальный туризм, Екатеринбург — город с прекрасно развитыми общепитом, средствами размещения, отправная точка радиального туризма, Челябинск — озерный край и т. д. Сейчас идея “Большого Урала” как продукта для третьих регионов выглядит не реализуемой в том виде, в каком ее пытаются представить, в силу исключительно больших расстояний и отсутствия общей идеи. Путешествие из Пермского края в Свердловскую область через Башкортостан — это надуманная идея, лишенная практического смысла», — говорит Мальцев.
Каждый регион, входящий в «Большой Урал», достаточно крупный, и сложно выделить в нем одну отличительную черту, поэтому определять в субъекте только одно направление и развивать его — неверно, считает руководитель Уральской ассоциации туризма.
Проект узкоколейной дороги для туризма при этом может быть реализован. Но строить железнодорожную ветку с нуля — дорого и непрактично, говорит эксперт. По его словам, проще и дешевле переоборудовать часть существующего пути, обновив железнодорожные платформы и оформив поезда в соответствующем стиле. Такой опыт есть в Свердловской области — это Алапаевская узкоколейка. Кроме того, такая железная дорога не будет привлекать много туристов из других регионов, скорее это будет «одна из аттракций» для жителей самой республики, полагает Михаил Мальцев.
Как сообщал РБК Уфа, в 2023 году турпоток в Башкирию увеличился на 14% и превысил 2 млн поездок в год. В прошлом году в сферу туризма был привлечен рекордный объем господдержки — 1,5 млрд руб.