Перейти к основному контенту
Аналитика от РБК-Уфа ,  
0 

РБК-Аналитика. Уфа утратила лидерство на рынке рекламы

Рынок рекламы в Уфе упал в этом году почти на четверть. Самые тяжелые потери понесла реклама в бумажной прессе.
Фото: ufanotes.ru
Фото: ufanotes.ru

2015 стал неудачным годом для рынка рекламы в России: после более или менее стабильного роста на протяжении нескольких лет наступил значительный спад. Итоги года еще предстоит подвести, а промежуточные результаты, которые публикует Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), показывают падение рынка на 16-9% в зависимости от квартала. Снижение за девять месяцев 2015 года (по сравнению с тем же периодом 2014-го) оценивается в 14%.

По оценке той же экспертной организации, рынок рекламы в Уфе в первом полугодии 2015-го (пока обнародованы только эти данные) упал на 24%. С одной стороны, это соотносится с общим падением рынка региональной рекламы, оцененным также в 24%. С другой, это отменяет «рекорд» прошлого года. В 2014 году Уфа была лидером роста рекламного рынка среди российских городов-милионников.

История недолгого лидерства

2014 год оказался звездным для Уфы: ее рекламный рынок показал семипроцентный плюс, тогда как в целом российские миллионники закончили год с показателем в минус один процент. Отрицательная динамика здесь не противоречила общему приросту российской рекламы (+4%): рынок регионов всегда показывал более скромные результаты, компенсируясь в общероссийской статистике показателями Москвы. В статистике АКАР Москва рассматривается отдельно, не включаясь в число городов-миллионников. Как пояснила РБК-Уфа креативный директор бюро рекламы «Горн» Елена Шаханова, Москва со временем «перетягивает» показатели на себя: «Рынок локальной рекламы с каждым годом все более сжимается. Многие компании становятся частью общенациональных и бюджетируются в центре».

Большинство российских мегаполисов в 2014 году показали отрицательную динамику. Лидерами падения стали Екатеринбург и Самара (– 6 и – 5%); с минусом год закончили также Казань, Волгоград, Нижний Новгород, Челябинск. Нулевой результат показали рекламные рынки Санкт-Петербурга, Перми и Ростова-на-Дону. В плюс в 2-3% вышли только города Сибири: Омск, Красноярск, Новосибирск. На этом фоне семипроцентный прирост рекламного рынка Уфы выглядит почти феноменом.

Фото: akarussia.ru

По данным АКАР, суммарный объем рекламы на телевидении в Уфе в 2014 году составил 476 млн рублей, на радио – 170 млн рублей, в печатной прессе – 516 млн рублей, наружной рекламы – 632 млн рублей, итого по четырем позициям – почти 1,8 млрд. руб. (интернет-реклама экспертами ассоциации не учитывается).

Показатели за первое полугодие 2015-го выглядят абсолютно иначе: нет уже никакого разброса «плюсов» и «минусов». Рынок всех тринадцати мегаполисов рухнул на 20-30%.

Наибольшее падение показал оборот рекламы в Самаре и Ростове-на-Дону, наименьшее – в Нижнем Новгороде и Омске: Уфа оказалась в середняках (– 25 %). Оборот рекламы на телевидении составил здесь 174 млн рублей, на радио – 66 млн рублей, в прессе – 59 млн рублей, наружной рекламы – 261 млн рублей (итого – 560 млн. руб.). Соответственно, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года каждая из позиций теряла в среднем процентов по 20, за исключением рекламы в печатной прессе. Этот рынок в Уфе упал в несколько раз.

Фото: akarussia.ru

Если в 2014-м по росту рынка Уфа занимала среди 13 мегаполисов первое место, то в первом полугодии 2015-го – только седьмое, и предпосылок для рывка в лидеры списка по результатам второго полугодия также нет.

Бумага проиграла интернету окончательно?

Аутсайдерство печатной прессы в сфере рекламы – общероссийский тренд. Если обратиться к сводным таблицам регионов, то можно убедиться, что Москва снова «вытянула» общероссийскую статистику, потому что в регионах обвал рекламы в печатных СМИ стал массовым явлением. Примерно втрое уменьшился ее оборот в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Перми. Уфа не стала исключением. Можно отметить только, что изначальный, «докризисный» объем этого рынка в Уфе и так был относительно невелик. Например, и в 2014 году в абсолютных числах он был вдвое меньше, чем в соседних Екатеринбурге и Казани.

«Вполне нормально и предсказуемо, что печатные СМИ теряют свою аудиторию, – прокомментировала РБК-Уфа Елена Шаханова. – Причем, я бы не сказала, что люди перестали читать какие-то конкретные издания: их по-прежнему читают, но в электронных версиях. Модель медиапотребления за последние годы изменилась в корне». По мнению Елены Шахановой, по рекламе в печатной прессе ударило также падение рубля, рост цен на бумагу и общий отток рекламных бюджетов.

Эксперт в области рекламы Михаил Бреслер, отвечая на вопрос РБК-Уфа, также связал кризис рекламы в бумажных СМИ с тем, что «в Башкирии уже практически полное интернет-покрытие». Между тем, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, рынок интернет-рекламы, действительно, оказался единственным, вышедшим в плюс по итогам первого полугодия. Его прирост в масштабах России эксперты оценили в 10% (до 42 млрд. руб.).

Эльвира Титова, руководитель агентства Web Media, подтвердила РБК-Уфа, что «в сфере интернет-рекламы сейчас наблюдается активный рост». По ее словам, специалисты по рекламе «меняют приоритеты, убирают менее эффективные носители и каналы, предпочитая то, что действительно работает». Михаил Бреслер также считает, что «сегодня рекламодатель хочет четких критериев эффективности, которые не могут представить ему бумажные СМИ». По мнению эксперта, «в отличие от интернет-изданий, нельзя установить, насколько востребованным оказалось то или иное сообщение. Картину могли бы изменить районные газеты, но они, как правило, дотационные и не ориентированы на поиск рекламодателей».

Год назад правительство Башкирии приняло решение объединить городские и районные издания в единый холдинг под эгидой издательского дома «Республика Башкортостан». В качестве одной из главных причин называлась нерентабельность подавляющего большинства предприятий-изданий.

Административные меры сыграли с кризисом на пару

Сказалось ли решение башкирского кабмина о слиянии государственных СМИ на «профильном» рынке – сказать сложно. Но очевидно, что еще один шаг правительства региона существенно повлиял на другой рынок – наружной рекламы. В 2015 году Башкирия начала принимать меры по усилению госрегулирования в этой сфере. Процесс наложился на общероссийское падение показателей в этой отрасли. По оценке АКАР, за 9 месяцев 2015 года оборот наружной рекламы в стране снизился на 25%.

В основу нововведений была положена концепция развития рынка наружной рекламы до 2020 года, предусматривавшая, в частности, повышение платы рекламных агентств за использование архитектурной среды, демонтаж ряда носителей и прочие ограничительные меры: такие данные приводит «Коммерсант». По информации издания, «реализация плана должна способствовать переделу рынка и уходу с него мелких игроков, а также повышению подконтрольности рекламный кампаний». В частности, мерой, которая вытесняла мелких игроков, могло стать объединение отдельных рекламных площадок в крупные дорогостоящие лоты. Тогда же представители республиканского правительства заявили, что до 40% баннеров на улицах Уфы и других крупных городов Башкирии установлены с нарушениями.

«Наступление» чиновников на рынок наружной рекламы было усилено общими кризисными явлениями. В 2014 году объем этого рынка в Уфе (632 млн рублей) вполне соответствовал показателям других «миллионников», конечно, за исключением Санкт-Петербурга, рынок «наружки» которого превышал уфимский в семь раз. Рынок Екатеринбурга также выделялся тем, что превышал 1 млрд рублей. Разброс остальных был невелик. Среди 13 мегаполисов Уфа занимала по обороту средств в сфере наружной рекламы восьмое место. Поскольку 2015-й год обрушил показатели всех городов, ей удалось подняться даже на пятое: в первом полугодии объем рынка составил 261 млн рублей. Если не брать в расчет Петербург, то ни один мегаполис не перевалил здесь отметку в 400 млн рублей. (вплотную к ней приблизились Екатеринбург и Новосибирск), а наименьший оборот (у Самары и Перми) примерно соответствует 180 млн рублей.

Эксперты оценивают общее падение рынка «наружки» в 2015 году в регионе приблизительно в 30%: такое мнение в интервью телеканалу РБК-Уфа высказали представитель Башкирской региональной ассоциации рекламных агентств Антон Кулагин и глава управления «Городская реклама» администрации Уфы Римма Зарипова. На вопрос о том, каковы прогнозы на ближайший период, господин Кулагин ответил: «Никакого роста в перспективе не ожидаем».

Видео: Телеканал РБК-Уфа

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Все новости Башкортостан
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» Политика, 02:15
Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство Политика, 02:12
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
ПВО сбила 25 воздушных целей на подлете к Белгороду Политика, 01:42
Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» Политика, 01:37
США заблокировали резолюцию о членстве Палестины в ООН Политика, 01:20
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
«Байер» установил рекорд лучших лиг по количеству матчей без поражений Спорт, 01:09
Оператор подтвердил повреждение газопровода в Харьковской области Политика, 00:45
Чистая прибыль Netflix достигла $2,3 млрд. за квартал Бизнес, 00:43
Украина проигнорировала просьбу США об атаках дронов Политика, 00:28
Глава МАГАТЭ обвинил в игнорировании призыва не атаковать Запорожскую АЭС Политика, 00:20
Что нужно знать про выборы в Индии — «крупнейшей демократии мира» Политика, 00:00
МИД предложил разрешить подтверждать аккаунт «Госуслуг» из-за рубежа Технологии и медиа, 00:00