Перейти к основному контенту
Аналитика от РБК-Уфа ,  
0 

РБК-Аналитика. Уфа утратила лидерство на рынке рекламы

Рынок рекламы в Уфе упал в этом году почти на четверть. Самые тяжелые потери понесла реклама в бумажной прессе.
Фото: ufanotes.ru
Фото: ufanotes.ru

2015 стал неудачным годом для рынка рекламы в России: после более или менее стабильного роста на протяжении нескольких лет наступил значительный спад. Итоги года еще предстоит подвести, а промежуточные результаты, которые публикует Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), показывают падение рынка на 16-9% в зависимости от квартала. Снижение за девять месяцев 2015 года (по сравнению с тем же периодом 2014-го) оценивается в 14%.

По оценке той же экспертной организации, рынок рекламы в Уфе в первом полугодии 2015-го (пока обнародованы только эти данные) упал на 24%. С одной стороны, это соотносится с общим падением рынка региональной рекламы, оцененным также в 24%. С другой, это отменяет «рекорд» прошлого года. В 2014 году Уфа была лидером роста рекламного рынка среди российских городов-милионников.

История недолгого лидерства

2014 год оказался звездным для Уфы: ее рекламный рынок показал семипроцентный плюс, тогда как в целом российские миллионники закончили год с показателем в минус один процент. Отрицательная динамика здесь не противоречила общему приросту российской рекламы (+4%): рынок регионов всегда показывал более скромные результаты, компенсируясь в общероссийской статистике показателями Москвы. В статистике АКАР Москва рассматривается отдельно, не включаясь в число городов-миллионников. Как пояснила РБК-Уфа креативный директор бюро рекламы «Горн» Елена Шаханова, Москва со временем «перетягивает» показатели на себя: «Рынок локальной рекламы с каждым годом все более сжимается. Многие компании становятся частью общенациональных и бюджетируются в центре».

Большинство российских мегаполисов в 2014 году показали отрицательную динамику. Лидерами падения стали Екатеринбург и Самара (– 6 и – 5%); с минусом год закончили также Казань, Волгоград, Нижний Новгород, Челябинск. Нулевой результат показали рекламные рынки Санкт-Петербурга, Перми и Ростова-на-Дону. В плюс в 2-3% вышли только города Сибири: Омск, Красноярск, Новосибирск. На этом фоне семипроцентный прирост рекламного рынка Уфы выглядит почти феноменом.

Фото: akarussia.ru

По данным АКАР, суммарный объем рекламы на телевидении в Уфе в 2014 году составил 476 млн рублей, на радио – 170 млн рублей, в печатной прессе – 516 млн рублей, наружной рекламы – 632 млн рублей, итого по четырем позициям – почти 1,8 млрд. руб. (интернет-реклама экспертами ассоциации не учитывается).

Показатели за первое полугодие 2015-го выглядят абсолютно иначе: нет уже никакого разброса «плюсов» и «минусов». Рынок всех тринадцати мегаполисов рухнул на 20-30%.

Наибольшее падение показал оборот рекламы в Самаре и Ростове-на-Дону, наименьшее – в Нижнем Новгороде и Омске: Уфа оказалась в середняках (– 25 %). Оборот рекламы на телевидении составил здесь 174 млн рублей, на радио – 66 млн рублей, в прессе – 59 млн рублей, наружной рекламы – 261 млн рублей (итого – 560 млн. руб.). Соответственно, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года каждая из позиций теряла в среднем процентов по 20, за исключением рекламы в печатной прессе. Этот рынок в Уфе упал в несколько раз.

Фото: akarussia.ru

Если в 2014-м по росту рынка Уфа занимала среди 13 мегаполисов первое место, то в первом полугодии 2015-го – только седьмое, и предпосылок для рывка в лидеры списка по результатам второго полугодия также нет.

Бумага проиграла интернету окончательно?

Аутсайдерство печатной прессы в сфере рекламы – общероссийский тренд. Если обратиться к сводным таблицам регионов, то можно убедиться, что Москва снова «вытянула» общероссийскую статистику, потому что в регионах обвал рекламы в печатных СМИ стал массовым явлением. Примерно втрое уменьшился ее оборот в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Перми. Уфа не стала исключением. Можно отметить только, что изначальный, «докризисный» объем этого рынка в Уфе и так был относительно невелик. Например, и в 2014 году в абсолютных числах он был вдвое меньше, чем в соседних Екатеринбурге и Казани.

«Вполне нормально и предсказуемо, что печатные СМИ теряют свою аудиторию, – прокомментировала РБК-Уфа Елена Шаханова. – Причем, я бы не сказала, что люди перестали читать какие-то конкретные издания: их по-прежнему читают, но в электронных версиях. Модель медиапотребления за последние годы изменилась в корне». По мнению Елены Шахановой, по рекламе в печатной прессе ударило также падение рубля, рост цен на бумагу и общий отток рекламных бюджетов.

Эксперт в области рекламы Михаил Бреслер, отвечая на вопрос РБК-Уфа, также связал кризис рекламы в бумажных СМИ с тем, что «в Башкирии уже практически полное интернет-покрытие». Между тем, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, рынок интернет-рекламы, действительно, оказался единственным, вышедшим в плюс по итогам первого полугодия. Его прирост в масштабах России эксперты оценили в 10% (до 42 млрд. руб.).

Эльвира Титова, руководитель агентства Web Media, подтвердила РБК-Уфа, что «в сфере интернет-рекламы сейчас наблюдается активный рост». По ее словам, специалисты по рекламе «меняют приоритеты, убирают менее эффективные носители и каналы, предпочитая то, что действительно работает». Михаил Бреслер также считает, что «сегодня рекламодатель хочет четких критериев эффективности, которые не могут представить ему бумажные СМИ». По мнению эксперта, «в отличие от интернет-изданий, нельзя установить, насколько востребованным оказалось то или иное сообщение. Картину могли бы изменить районные газеты, но они, как правило, дотационные и не ориентированы на поиск рекламодателей».

Год назад правительство Башкирии приняло решение объединить городские и районные издания в единый холдинг под эгидой издательского дома «Республика Башкортостан». В качестве одной из главных причин называлась нерентабельность подавляющего большинства предприятий-изданий.

Административные меры сыграли с кризисом на пару

Сказалось ли решение башкирского кабмина о слиянии государственных СМИ на «профильном» рынке – сказать сложно. Но очевидно, что еще один шаг правительства региона существенно повлиял на другой рынок – наружной рекламы. В 2015 году Башкирия начала принимать меры по усилению госрегулирования в этой сфере. Процесс наложился на общероссийское падение показателей в этой отрасли. По оценке АКАР, за 9 месяцев 2015 года оборот наружной рекламы в стране снизился на 25%.

В основу нововведений была положена концепция развития рынка наружной рекламы до 2020 года, предусматривавшая, в частности, повышение платы рекламных агентств за использование архитектурной среды, демонтаж ряда носителей и прочие ограничительные меры: такие данные приводит «Коммерсант». По информации издания, «реализация плана должна способствовать переделу рынка и уходу с него мелких игроков, а также повышению подконтрольности рекламный кампаний». В частности, мерой, которая вытесняла мелких игроков, могло стать объединение отдельных рекламных площадок в крупные дорогостоящие лоты. Тогда же представители республиканского правительства заявили, что до 40% баннеров на улицах Уфы и других крупных городов Башкирии установлены с нарушениями.

«Наступление» чиновников на рынок наружной рекламы было усилено общими кризисными явлениями. В 2014 году объем этого рынка в Уфе (632 млн рублей) вполне соответствовал показателям других «миллионников», конечно, за исключением Санкт-Петербурга, рынок «наружки» которого превышал уфимский в семь раз. Рынок Екатеринбурга также выделялся тем, что превышал 1 млрд рублей. Разброс остальных был невелик. Среди 13 мегаполисов Уфа занимала по обороту средств в сфере наружной рекламы восьмое место. Поскольку 2015-й год обрушил показатели всех городов, ей удалось подняться даже на пятое: в первом полугодии объем рынка составил 261 млн рублей. Если не брать в расчет Петербург, то ни один мегаполис не перевалил здесь отметку в 400 млн рублей. (вплотную к ней приблизились Екатеринбург и Новосибирск), а наименьший оборот (у Самары и Перми) примерно соответствует 180 млн рублей.

Эксперты оценивают общее падение рынка «наружки» в 2015 году в регионе приблизительно в 30%: такое мнение в интервью телеканалу РБК-Уфа высказали представитель Башкирской региональной ассоциации рекламных агентств Антон Кулагин и глава управления «Городская реклама» администрации Уфы Римма Зарипова. На вопрос о том, каковы прогнозы на ближайший период, господин Кулагин ответил: «Никакого роста в перспективе не ожидаем».

Видео: Телеканал РБК-Уфа

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Все новости Башкортостан
В «Крокусе» погиб полковник ГРУ Общество, 11:28
Разработчик уволился и забрал ПО с собой: как избежать такой ситуации Pro, 11:16
Во Львове сообщили о повреждении объекта критической инфраструктуры Политика, 11:09
УАЗ возобновил выпуск «экспедиционных буханок» Авто, 11:02
Mango Office выяснил, как изменятся коммуникации сотрудников в 2024 году Компании, 11:00
АвтоВАЗ начал производство Lada в Азербайджане Бизнес, 11:00
Провалы в памяти: когда забывчивость становится тревожным сигналом Pro, 10:57
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
ЦБ продлил ограничения на перевод средств за границу Финансы, 10:53
Простор и логика: какая квартира подойдет большой семье 10:50
Над Белгородской областью сбили дрон Политика, 10:49
Первый квартал стал рекордным для индекса S&P 500 за 5 лет Инвестиции, 10:43
С памятного мемориала у «Крокуса» начали убирать свечи Общество, 10:43
Дефицит людей рождает роботов: как ИИ трудится в российских компаниях Pro, 10:41
Вторая ракетка мира Алькарас сенсационно проиграл в 1/4 финала в Майами Спорт, 10:40