Теперь и в Уфе: власти взялись за общественный транспорт
На 2014 год в Уфе запланирован ряд работ, направленных на повышение комфорта и удобства пассажиров. По данным администрации города, в столице продолжится работа по оптимизации невостребованных и нерентабельных маршрутов, а также по внедрению новых. Кроме того, в городе запланировано оснащение остановок речевыми информаторами, информативными табло и приобретение программного модуля "Информирование пассажиров", с помощью которого можно будет узнать данные о местонахождении и движении пассажирского транспорта в интернете. Предполагается, что работа модуля будет осуществляться на платформе программного комплекса "АСУ-Навигация", сервис которого планируется интегрировать с сервером полиции для обеспечения безопасности перевозок.
В настоящее время "АСУ-Навигация" внедрена в 120 городах. Одними из первых стали Краснодар и Брянск. Одной из основных задач системы является соблюдение расписания маршрутного транспорта. Так, навигатором водителя является специальный блок с информационным табло, с помощью которого он при любых обстоятельствах поддерживает связь с диспетчером. Оператор в свою очередь отслеживает график движения перевозчика, место и время его нахождения и другие параметры. При полном внедрении системы, водитель и оператор не только могут поддерживать двустороннюю связь, но и имеют возможность оперативно связаться с администрацией города, службой спасения, ГИБДД, в перспективе с МЧС.
Директор МУП "Уфагортранс" Тимофей Поздняков, рассказал РБК-Башкортостан, что перевозчик уже находится на этапе оснащения навигационным оборудованием своих транспортных средств, которое должно быть подключено к диспетчерскому центру, однако, по его словам, оборудование всё дорогостоящее и сразу его купить невозможно, особенно частным перевозчикам.
"Деньги конечно выделяются, но оборудование очень дорогостоящее, поэтому внедрение происходит неактивное. Оптимальный прибор стоит порядка 15 тыс рублей, для перевозчика, который имеет в своем парке допустим 300 транспортных средств это обойдется в 4,5 млн рублей. Причем отмечу, что любое предприятие, несмотря на то, что оно должно развиваться, обновлять парки свои, направляет дополнительно деньги на налоги, заработанную плату - это немаловажно. Поэтому перевозчики сейчас пытаются найти инвесторов", - сказал Т. Поздняков.
Что касается государственных перевозчиков, то в "Уфагортрансе" отметили, что финансирование возможно за счет бюджетных средств. По поступлению денег вопрос рассматривается, но "второстепенно", так как сейчас все силы и материалы направляются к подготовке саммитов ШОС и БРИКС.
Система информирования пассажиров входит в комплекс оснащения транспорта Уфы на 2014 год. С помощью всех мобильных устройств (смартфона, планшета, ноутбука, компьютера) в интернете можно видеть местонахождение транспорта. Кроме того, отслеживаются и пробки, что дает возможность для анализа городского трафика.
Также в "Уфагортрансе" построена система радиосвязи (от контакт-центра построена сеть радиостанций, которая полностью покрывает город). В будущем на остановках будут размещены приемники, через которые будет подаваться информация о задержке транспорта.
Стоит отметить, что в соседнем регионе, Татарстане, данная система уже полностью внедрена и создан интернет-сервис по отслеживанию мест нахождения пассажирского транспорта. В Уфе внедрение системы находится лишь на первоначальном этапе. По словам технического директора "НПП Транснавигация" Владимира Финько, где разработан программный комплекс АСУ-Навигация, проблема Уфы, в отличие от Казани или Нижнего Новгорода в том, что работы по навигации идут очень медленно.
По словам В. Финько с точки зрения информирования пассажиров городская власть должна больше требовать с перевозчиков.
"Понятно, что во многих городах на навигацию изначально закладывался бюджет, понятно, что напрямую выделять деньги не всегда получается, но ведь некоторые нашли механизмы при формировании плана, к примеру в Самаре. За три месяца они оснастили 500 с лишним машин", - сказал В. Финько.
Напомним, что несколько лет назад Уфа пыталась внедрять "информационные системы" на остановках общественного транспорта с большим пассажиропотоком. Информационное табло, сообщало о номерах маршрутов, прибывающих автобусов. Однако, эксперимент прошлых лет закончился неудачей. Информационное табло было не информативным, а перевозчики неохотно шли на установку оборудования. В настоящий момент система не эксплуатируется.