Спрос на покупку готового бизнеса в Уфе оценили как крайне высокий
В Башкирии спрос на покупку готового бизнеса составляет 161% относительно весенней самоизоляции и 113% от «докризисного» начала года. Предложение о продаже в сравнении с весной выше на 28%. Такие данные опубликованы в исследовании «Циан.Коммерческая».
Эксперты выясняли на базе информации по крупнейшим городам РФ, как стратегия отказа от полных ограничений позволила сохранить активность на рынке коммерческой недвижимости.
Интерес к покупке готового бизнеса в Уфе оценивают как крайне высокий
Для сравнения, обратная картина, например, в Ростове-на-Дону, где предложение о продаже готового бизнеса в сравнении с весной выше на 128%, а спрос на покупку — ниже на 4%. Похожая ситуация и в Воронеже (+88% по объему предложения и -8% по спросу). Позитивной аналитики называют, например, ситуацию в Ленинградской области (-48% по объему предложения и +33% по спросу).
Спрос на готовый бизнес вернулся к докризисному, по мнению авторов исследования, однако число желающих продать свой бизнес в целом по стране выше на 26%, чем весной. Больше всего объявлений – о реализации гостиниц, магазинов, ресторанов.
«Интерес к покупке готового бизнеса относительно «докризисного» начала года в Уфе можно оценить крайне высоким – 113%, относительно весенней самоизоляции и вовсе 161%, это, конечно, во многом объясняется еще и отложенным спросом», — прокомментировал РБК Уфа результаты «Циан.Коммерческая» главный аналитик ГК «АЛОР» Алексей Антонов.
Он полагает, что в целом здесь может работать целый ряд факторов, поскольку в каждом регионе своя схема поддержки предприятий и готовый бизнес вполне может входить в перечень наиболее пострадавших после пандемии, поэтому по сути возможен переток бизнеса из одних структур в другие. Кроме того, Антонов назвал фактор неизбежного скачка деловой активности. После локдауна отрасли стали менять стратегию развития, поэтому «подогрев» спроса — это естественное явление.
В то же время эксперт предлагает посмотреть с другой стороны — какой именно бизнес покупают. «Очевидно, что большая часть из сферы туризма, например, может быть по-прежнему не востребована в силу сохраняющихся ограничений, поэтому скорее всего спрос и реальное положение дел по покупке и продаже могут сильно различаться», — заключил Антонов.
Потенциальный спрос на аренду ТЦ упал почти наполовину
Аналитик считает, что наиболее тревожным и волнующим абсолютно всех участников рынка надо считать докризисное восстановление интереса арендаторов к площадям в ТЦ. По его расчетам, такое можно ожидать не раньше второй половины 2021 или начала 2022 года, и это при условии, что с коронавирусом действительно поможет массовая вакцинация.
Как пишет ЦИАН, торговые центры не могут вернуть арендаторов – спрос ниже докризисного на 40%. Стрит-ритейл потерял 31% спроса. «Сложнее всего обстановка в Красноярске, Москве и Уфе, где спрос в сравнении с началом года просел в полтора раза», — говорится в исследовании. Так, в Уфе потенциальный спрос на аренду ТЦ упал по сравнению с докризисным на 45%, но одновременно он вырос на помещения стрит-ритейла — на 25%.
«Положение собственников коммерческой торговой недвижимости одно из самых незавидных – они вынуждены идти на уступки арендаторам и привязывать, в некоторых случаях, ставки к выручке торгового предприятия для сохранения баланса интересов, что существенно снижает конечную прибыль от эксплуатации торговых площадей», — сказал Антонов. В конечном счете, уже сейчас можно наблюдать замедление активности на рынке относительно возведения новых торговых площадей, с другой стороны, для бизнеса это возможность добиваться более выгодных для себя условий, подчеркнул он.
Ищут складские помещения и офисы
Кроме того, в исследовании отмечается, что в Уфе чаще других регионов стали интересоваться арендой складов — рост на 63% в сравнении с началом года. Такая же тенденция отмечается в Казани (+122%), Новосибирске (+67%) и Нижнем Новгороде (+62%). Обратная ситуация в Москве, где арендой складов стали интересоваться на 14% меньше, зато в Московской области спрос вырос на 15%. Меньшую активность проявляют и в Ростове-на-Дону (-14%), а также в Волгограде (-5%).
Покупка складов как более серьезное вложение интересует бизнес в Уфе (+119% в сравнении с докризисным началом года) и Нижнем Новгороде (+62%).
Повышенный интерес к складским помещениям, по мнению Антонова, может быть связан с тем, что их просто недостаточно для города-миллионника. «В связи с тем, что в этом году активное развитие получил бизнес по доставке товаров, продуктов и услуг на дом, спрос на склады, особенно общего назначения, стал опережающе высоким и это породило, разумеется, потребность в таких площадях», — разъяснил аналитик.
Кроме того, в «Циан.Коммерческая» посчитали, что компании не готовы снижать класс офисов, однако рассматривают другие площади для оптимизации расходов во время «удаленки». Текущий спрос на офисы в России на 68% выше, чем в весенний локдаун. В Уфе — выше на 69%, чем в весеннюю самоизоляцию. Офисы классов А/B более устойчивы в пандемию, чем офисы классов C/D, говорится в исследовании.
В заключение Алексей Антонов отметил, что динамика просмотров объявлений и реальных сделок может существенно отличаться и, по сути, не имеет между собой сильной связи. «Рост просмотров не гарантирует реальной продажи, с другой стороны, они отображают действительное поведение предпринимателей. Это значит, что они готовы к конкретным сделкам, но повторюсь, более достоверно было бы все же проанализировать количество действительных сделок в исследуемых областях коммерческой недвижимости», — уточнил эксперт.
Аналитики «Циан.Коммерческая» проанализировали число просмотров объявлений на сайте cian.ru на рынке коммерческой недвижимости по разным сегментам в городах-миллионниках за равные промежутки времени: «докризисный» период (начало февраля 2020 года), весенний локдаун (конец марта — апрель) и осенние ограничения (конец октября — ноябрь).