Исследование РБК: Почему в Уфе возникла проблема бюджетных неплатежей?
В конце мая из-за задолженности по электроэнергии МУЭС «Уфагорсвет» на сумму свыше 70 миллионов рублей началось отключение системы наружного освещения. Долги другого муниципального предприятия - управления электротранспорта (МУЭТ) уже летом прошлого года приводили к обесточиванию сетей и остановке движения на маршрутах. Задолженность МУЭТ и Управления инфраструктурой транспорта (УИТ) за 5 последних месяцев составляет 187 млн рублей и грозит привести к новым отключениям. Сложности с оплатой электроэнергии есть и у другого предприятия жизнеобеспечения – МУП «Уфаводоканал».
Глава администрации Уфы Ирек Ялалов связал финансовые проблемы города с тем, что в результате сложившейся межбюджетной политики в последние два с половиной года муниципалитет вынужден работать «в условиях жесткого финансового дефицита». Региональное правительство оставляет нормативы отчисления Уфе «самыми низкими из всех крупных городов страны» - около 10% собираемых доходов. «В Уфе собирается 210 млрд рублей налоговых и неналоговых платежей. Нам со всеми субвенциями и субсидиями, собственными доходами остается 23,2 млрд рублей».
Председатель городского Совета Уфы Валерий Трофимов также заявлял о низком уровне бюджетной обеспеченности Уфы, назвав его одним из самых низких среди городов-миллионников. Уфимский бюджет на 2017 год по доходам и расходам составит по уточненным данным 22,3 млрд рублей. Для сравнения: в Екатеринбурге бюджет утвержден в размере 33 млрд рублей, в Новосибирске - 36 млрд, в Нижнем Новгороде - 27 млрд, в Челябинске- 26 млрд, Перми - более 23 млрд рублей.
Сравнение в пользу
Примерное понимание реального состояния финансового положения Уфы может дать сравнение уровня бюджетных доходов с аналогичными показателями других российских городов-миллионников в 2016 году.
С учетом того, что по действующему законодательству большую часть собственных доходов муниципалитетов (в среднем около 40-50%) составляет налог на доходы физлиц, Уфу, с ее 1,13 млн жителей, корректно сравнивать не с городами типа Екатеринбурга и Новосибирска, где проживает 1,45-1,6 млн. человек, а с муниципалитетами численностью 1,1-1,2 млн жителей. При таком сравнении уфимский бюджет, общие доходы которого с учетом субвенций и субсидий в 2016 году составили 23,2 млрд рублей, по доходной части находится примерно в середине общего списка городов-миллионников. Так, доходная часть бюджета Казани в прошлом году составила 22,4 млрд. руб., Волгограда – 19,8 млрд, Воронежа – 18 млрд, Омска – 16,7 млрд. руб. Бюджет Самары по доходам был практически сравним с уфимским – 23,7 млрд. руб. Доходная часть бюджета Челябинска составила 31,3 млрд рублей, однако собственных доходов муниципалитет получил всего около 10 миллиардов, что сравнимо с уровнем Уфы (9,7 млрд. руб.), а остальное дали субвенции и субсидии.
По уровню бюджетной обеспеченности, отражающей расходы казны в расчете на одного жителя, составившей в 2016 году 22,8 тысяч рублей, столица Башкирии превзошла Омск (14,8 тыс. руб.), Воронеж (15,5 тыс. руб.) Казань (17,7 тыс. руб.), Волгоград (19,8 тыс. руб.), Самару (20,3 тыс. руб.) и даже третий по числу жителей город страны Новосибирск (22,4 тыс. руб.), лишь немного уступив четвертому по населению Екатеринбургу (23,3 тыс. руб.). При этом в Москве данный показатель составил 134 тыс. рублей, а в Санкт-Петербурге - 95 тыс. рублей.
Приоритет - благоустройству
В 2016 году по сравнению с 2015 годом собственные доходы уфимского муниципалитета снизились с 11,4 до 9,7 млрд руб (-12%). РБК-Уфа писал в материале Исследование РБК-УФА. Сколько на самом деле денег в бюджете Уфы, что это было связано с уменьшением на 3% норматива отчислений налога на доходы физлиц, оспариванием собственниками и арендаторами кадастровой стоимости земли, сокращением муниципальных площадей, сдаваемых в аренду малому и среднему бизнесу из-за реализации льготного права выкупа помещений в рамках исполнения ФЗ №159.
Падение собственных доходов Уфы было полностью компенсировано увеличением субвенций и субсидии со стороны республики и РФ, в результате чего доходная часть городского бюджета в 2016 году возросла на 4%. В целом за пять последних лет доходы уфимской казны выросли с 19,1 до 23,2 млрд. руб или более чем на 21%.
Как пояснили РБК-Уфа знакомые с ситуацией эксперты, одна из вероятных причин проблемы неплатежей на муниципальных предприятиях связана с тем, что в последние годы наблюдаются перекосы в распределении бюджетных средств. Например, большое внимание было уделено улучшению рекреационных зон: с 2012 по 2016 год было создано 17 новых и реконструировано 28 мест отдыха горожан, модернизированы системы наружного освещения и разработан проект линий скоростного трамвая.
Этот факт признал и Ирек Ялалов. Комментируя причины отключения освещения на улицах столицы во время телеэфира 31 мая, он заявил, что «за шесть последних лет в Уфе была проведена серьезная работа по реконструкции и обустройству новых сетей наружного освещения. Количество светоточек увеличилось в два раза. Кроме того, по всем главным улицам заменили опоры электропередач. Город стал выглядеть намного лучше с эстетической точки зрения. Но на обновление энергохозяйства были затрачены значительные финансовые ресурсы. И в отличие от муниципалитета, готового ждать деньги годами, ресурсоснабжающие компании работают жестко – за просрочки платежей они ограничивают подачу ресурсов».
Директор МУЭТ Аскар Фазлыев в прошлом году, говорил, что «предприятие надорвал нереализованный проект скоростного трамвая в 2012 году. Из дефицитного бюджета МУЭТ были выделены 300 млн рублей на проектирование. Чтобы закрыть дыру, взяли кредиты в размере 400 млн рублей, набежали проценты. Мы до сих пор по ним расплачиваемся». В числе других факторов, негативно сказавшихся на финансовом состоянии предприятия, он сейчас назвал РБК-Уфа недовозмещение за перевозку льготных категорий граждан в 2011-2013 годах в сумме 240 млн рублей, реализацию проекта прокладки рельсов по бесшумной технологии на участке Зорге-Шафиева в сумме около 300 млн, кредит в сумме 100 млн рублей, взятый в 2012 году на покупку 4 трамвайных вагона в Усть-Катаве.
При этом уровень бюджетного финансирования муниципального перевозчика постоянно снижался. Если в 2013 году МЭУТ получил субсидий на сумму более 500 млн рублей, то в 2017 году утвержденный лимит составляет уже 272 млн рублей, плюс для УИТ – 120 млн.
- Акцент на благоустройство, возможно, был уместен в ходе подготовки к саммитам ШОС и БРИКС, но затем властям следовало уменьшить эти в целом необязательные расходы, сосредоточившись на решении наиболее острых финансовых проблем предприятий, от которых зависит жизнеобеспечение города, - говорит знакомый с проблемой бывший сотрудник администрации Уфы. – Однако в 2016 году вектор политики сохранился, к примеру, была проведена масштабная реконструкция парка Якутова. Потраченных на нее в прошлом году 78 миллионов рублей хватило бы на полное погашение долгов «Уфагорсвета», что позволило бы избежать массовых отключений наружного освещения.
В ожидании субсидий
В этом году власти города приняли ряд мер для преодоления кризиса неплатежей и повышения собственных доходов бюджета. С 1 июня вводятся новые, существенно более высокие ставки арендной платы за городскую землю. Аренда участков под оптовыми магазинами подорожает в 3 раза (с 1,94 до 5,91 % кадастровой стоимости), повышение для промышленных предприятий составит 2,44 раза (с 1,61 до 3,93 %) и т.д. Были изменены ставки налога на имущество физических лиц: в 2017 году прирост фактического налога к уровню 2015 года по квартирам составит 7,4%, по комнатам – 9,5%, по гаражам – 5,7%. Также администрация заявляет о работе по легализации налогооблагаемой базы, выводу из тени зарплат, сокращению недоимок, улучшению качества администрирования налоговых и неналоговых платежей.
Для уменьшения дефицита будут сокращены многие расходы. По сравнению с бюджетом-2016 в варианте на 2017 год было существенно уменьшено финансирование разделов национальная экономика и общегосударственные вопросы.
Но основные надежды администрации связаны с финансовой помощью республики. В рейтинге регионов РФ по объему поступлений налоговых и неналоговых доходов Башкирия занимает 10 место. Профицит бюджета РБ в 2016 году составил 12,5 млрд. руб. В этом году поступления идут с превышением прошлогодних уровней, это дает возможность рассчитывать на необходимую финансовую помощь столице республики, на что очень делает акцент ее администрация.