Бюджет Башкирии-2018: где возьмут денег, какие расходы сократят и почему
Доходы консолидированного бюджета Башкирии в 2018 году по прогнозу республиканского Минфина составят 180,3 млрд рублей. Самые крупные строки доходов - налог на доходы физических лиц (51,6 млрд), налог на прибыль организаций (39 млрд), налог на имущество (19,4 млрд), акцизы (18,8 млрд), а также безвозмездные поступления (26,6 млрд).
По сравнению с прошлым годом структура и объемы доходов немного изменились. Из-за одних изменений в федеральном и местном законодательстве в консолидированный бюджет недополучит 1,11 млрд, из-за других – получит дополнительно 940 млн рублей.
Дополнительные средства республика получит, прежде всего, за счет индексации ставок акцизов на нефтепродукты (394,0 млн.) и поэтапного повышения ставки налога на имущество организаций естественным монополиям (329,3 млн).
Всего за счет повышение эффективности о использования госимущества и собираемости налогов, а также вклада обрабатывающего сектора, власти намерены в 2018 собрать дополнительно 5,2 млрд рублей.
Сокращение доходов произойдет из-за изменения норматива зачисления доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты с 61,7 процента в 2017 году до 57,4 процента (–697,0 млн. рублей), льгот резидентам ТОСЭР (-131 млн руб), расширение применения налоговых преференций инвесторами
и индивидуальными предпринимателями (–72,6 млн. рублей).
Ожидается, что безвозмездные поступления из федерального бюджета в 2018 сократятся на 8 млрд рублей. Причина этому - сокращение объема поступлений от «Фонда развития моногородов», окончание программы переселения граждан из аварийного жилья и сдержанный прогноз дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Как изменятся расходы
Всего в 2018 году планируется потратить 189,302 млрд рублей, это на 2,5% ниже ожидаемой оценки 2017 года. Последующие годы расходы консолидированного бюджета республики вырастут до 191,71 млрд рублей (в 2019) и 194,3 млрд рублей (в 2020 году). Чуть больше половины всех расходов – траты на образование (30,9%) и социальную политику (23,1%). По обоим этим графам в 2018 году планируется рост трат.
Рост по графе «Образование» на 1,97 млрд связан с строительством объектов к столетию республики, повышением зарплаты учителям и обеспечением бесплатным питанием школьников-инвалидов.
Расходы на «Социальную политику» вырастают на 2,08 млрд, это связано с увеличением госпомощи нуждающимся, в том числе из-за планируемого роста квартплаты и коммунальных услуг.
Расходы на третий по объему раздел «Национальная экономика» составят 34,18 млрд рублей (18% всех расходов), это на 5,36 млрд меньше уровня 2017 года. Это связано с уточнением объемов Дорожного фонда и финансового обеспечения сельского хозяйства.
Расходы по графе «Общегосударственные вопросы» (8,5% расходов) возрастают на 1,61 млрд - с 14,5 до 16. Это связано с повышением зарплат бюджетникам в рамках «майских указов», изменения порядка начисления зарплаты госслужащим, а также оптимизация их численности.
Общая доля расходов на «Здравоохранение» - 7,3%. Сокращение расходов на 0,97 млн (с повышением к 2020 году до 15,1 млрд) связано с перераспределением федеральной помощи, а также строительством юбилейных объектов.
Отрицательная динамика и у финансирования «ЖКХ». На коммуналку потратят 8,87 млрд (4,7% всех расходов), что на 4,2 млрд меньше уровня 2017 года. Сокращение связано с окончанием программ по переселению граждан из аварийного жилья и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также с доведением тарифов коммунальных организаций на тепловую электроэнергию, водоснабжение и водоотведение до экономически обоснованного уровня.
Расходы на «Культуру и кинематография» (3% всех затрат) сокращаются на 0,8 млрд, тем не менее в графу заложили средства на строительство юбилейных объектов и подготовку к Всемирной фольклориаде-2020
Рост расходов на графу «Физическая культура и спорт» на 0,76 млрд (до 3,2 млрд рублей или 1,7% всех трат) связан с завершением юбилейных строек, , строительством тренировочной площадки в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года и бассейна в микрорайоне Инорс.
Рост выплат по государственным и муниципальным кредитным обязательствам на 0,24 млн (до 2,38 млрд) связан с уменьшением доли муниципальных гарантий и ростом прямого долга муниципальных образований республики, а также сокращением доли «дешевых» бюджетных кредитов и росток кредитов коммерческих. Это 1,3% всех трат.
Оставшиеся 1,5% расходов приходятся на:
«Национальную безопасность» (Расходы сокращаются с 1,92 до 1,63 млрд рублей. Это связано с завершением обновления имущества гражданской обороны, окончанием тестирования региональной системы централизованного оповещения и переносом расходов на содержание систем видеонаблюдения на дорогах в графу «Национальная экономика»),
Финансирование СМИ (рост расходов на 0,2 млрд связан с увеличением помощи ГУП ТРК «Башкортостан» на «недопущения возникновения кредиторской задолженности предприятия по оплате труда работников и обязательствам перед контрагентами»),
«Охрану окружающей среды» (расходы снижаются с 320 до 249 млн рублей. В сопроводительных документах к бюджету это комментируется как «Согласно графику реализации природоохранных мероприятий»)
«Национальную оборону» - средства для организации первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, они поступают из федерального бюджета. Расходы на вырастают на 7,8 млн рублей – до 91,5 млн.