В Уфе только 25% бригад скорой медпомощи состоят из врача и фельдшера
Половина санитарного автотранспорта, которые обслуживают пациентов в Уфе и Уфимском районе, работают на аутсорсинге, остальные 50% находятся на балансе автохозяйства Республиканской станции скорой медицинской помощи. Этот паритет считается оптимальным. Автомобили скорой медицинской помощи эксплуатируются в круглосуточном режиме и через 3-4 года полностью используют свой ресурс. В парке станции сегодня около 20 таких автомобилей, но они все равно выходят на линию после ремонта. Есть даже автомобили, которым 11 лет. Изношенность всего парка санитарного автотранспорта Башкирии составляет 55%.
- У государства не хватает финансовых средств на обновление нашего автопарка, поэтому переход на аутсорсинг в этом направлении мера необходимая. Она освободила руководителей медучреждений от непрофильной работы. До этого мы тратили порядка 20-30% рабочего времени на решение вопросов транспорта, инфраструктуры, бумажной волокиты. Также мы не занимаемся ремонтом автомобилей, а если машина попадает в аварию – то по условиям контракта ее заменяют на другую. Подстанции за счет компании-подрядчика обновляют подвижной состав. За все это отвечают три компании, которые являются аутсорсерами нашей станции, - заявил сегодня во время пресс-завтрака издания «КоммерсантЪ–Башкортостан» руководитель Республиканской станции скорой медицинской помощи Марат Зиганшин.
В Башкирии еще два города перевели свою скорую помощь на транспортный аутсорсинг – это Стерлитамак и Бирск. В конечном итоге, по словам Зиганшина, это все приводит к тому, что к пациенту машины приезжают вовремя и без задержек. По федеральным нормативам бригада скорой помощи по экстренным вызовам должна доезжать до больного за 20 минут. В Уфе он соблюдается на 94%. Однако этот показатель связан не только с тем, какого года машина едет на вызов. В Уфе с каждым годом количество автомобилей увеличивается, пробки, узость дорог, межквартальных проездов удлиняют время доезда до больных. Не всегда пациенты довольны тем, как их обслуживают врачи и фельдшера скорой помощи.
- Многие до сих пор вызывают скорую, даже если у них поднялось давление, люди до сих не привыкли к тому, что при поликлиниках есть неотложная помощь. В какой-то степени мы сами избаловали наших граждан, которые привыкли только требовать. Нужно прививать населению культуру заботы о своем здоровье. Но мое мнение, врачам нельзя быть грубыми и нарушать этические нормы, несмотря на усталость или другие факторы. Врач должен оказать помощь пациенту в любом случае - сказал Марат Зиганшин.
Председатель Национальной медицинской палаты РБ Дамира Сабирзянова отметила, что пациенты в первую очередь жалуются на компетентность медицинского работника и на диспетчерскую службу. Озабоченность вызывают социально-этические вопросы, которые связаны с озлобленностью в обществе. По мнению спикера, негативную роль в формирование негативного образа врачей сыграли и играют СМИ.
- Нельзя ставить по разные стороны баррикад медработников и больных, лучше от этого никому не станет. Поэтому частыми стали нападения на бригады скорой медпомощи. Не случайно в Минздраве РФ предложили приравнять нападения на медиков к нападениям на сотрудников правоохранительных органов. Наказание за такое правонарушение – штраф до 200 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 10 лет. Возможно, закон примут в июне 2018 года, - рассказала Дамира Сабирзянова.
Одной из главных проблем скорой помощи является кадровая. Укомплектованность бригад врачами и фельдшерами оставляет желать лучшего. Ежедневно в Уфе на линию выходит 90 бригад скорой и меньше половины из них укомплектованы врачом и фельдшером, в остальных машинах только водитель и фельдшер.
Еще 15 лет назад 60% бригад скорой помощи были врачебными, сегодня их количество сократилось до 25%. Врачи уходят на пенсию, а выпускники медвузов не торопятся занять их вакантные места. Трудоустройство фельдшеров также связано с рядом определённых трудностей. После завершения медучилища фельдшер обязан пройти еще двухмесячные курсы для работы на скорой помощи. Многих выпускников медучилищ данное условие не устраивает.
- Средняя зарплата врачей в нашей станции – 45 тыс. рублей, фельдшера получают в среднем 37 тысяч. И мы стараемся удержать наш костяк. В Уфе на сегодняшний день работает 3 реанимационные бригады, 2 специализированные психиатрические. И столица Башкирии является единственным городом в России, где сохранили кардиологическую и неврологическую бригады скорой медицинской помощи, - говорит руководитель Республиканской станции скорой медицинской помощи
Еще одна этическая проблема связана с темой сотрудничества сотрудников станций скорой медицинской помощи с ритуальными службами. Нередки случаи, когда сразу после визита врачей «скорой» в дом к больному заявляются агенты ритуальной компании, хотя человек пребывает в полном здравии. Марат Зиганшин заявил, что ему известны такие случаи и он считает такой способ дополнительного заработка аморальным. Но ни в Уголовном, ни в Трудовых кодексах нет статьи, которая могла бы дать законные основания администрации для наказания сотрудника за подобные нарушения.
- Чтобы избегать таких случаев, в зале диспетчерской ведется круглосуточное наблюдение. И у нас есть возможность отследить действия диспетчера после вызова к умирающему больному. Если он воспользовался сотовым телефоном, то мы можем спросить, куда он звонил. Но запретить ему пользоваться мобильной связью мы не имеем права, - сказал Марат Зиганшин.
Возвращаясь к вопросу обновления автопарка «скорой», участники пресс-завтрака рассказали, что в этом году нужно приобрести порядка 10 новых автомобилей. Александр Могиллат, руководитель направления корпоративных продаж компании «Луидор-Уфа» (автодилер), которая занимается доработкой автомобилей для станций скорой медпомощи, подчеркнул, что 80% автопарка составляют «Газели», которые на миллион рублей дешевле своего западного конкурента. «Мерседес» на базовом шасси стоит порядка 2,5 млн рублей, тогда как «Газель» - 1,5 млн рублей. Переоборудование автомобиля обходится в сумму от 400 до 900 тысяч в зависимости от комплектации. Установка медоборудования – отдельная история и ее сумма зависит от поставщика и страны изготовителя.